Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Страница 4

Исследуя развитие интеллектуальной сферы старшеклассников, составляющей наряду с побуждающе-мотивационной и действенно-практической компоненты формирующегося мировоззрения, мы особое внимание обратили на представления их об окружающем мире, знания и понятия, умение ими оперировать с точки зрения естественнонаучной картины мира, продиагностировали уровень знаний по астрономии и желание заниматься по этому предмету

Из ответов на вопрос «Человек – это » можно сказать, что старшеклассники начинают формировать представление о человеке как об эволюционирующем существе (4%), пусть даже ''самом разумном на Земле с высокими нравственными качествами'' (11%), но часто делающим ошибки (по неразумности): жизнь 'только для себя', уничтожение природы (3%). В представлении школьников человек выступает как на уровне биологического существа, индивида (16%), так и целостной личности, индивидуальности, ''имеющей собственное мировоззрение и самосознание'' (74% в 10В экспериментальном классе, из остальных 102 человек-27%). Определения человека через Любовь, взаимодействие с социумом, глубину мыслей и разумность позволяют очертить сферу идеалов и ценностных установок старшеклассников. Осознали неразрывную связь Космоса и человека 8% старшеклассников; то, что у него божественное происхождение, считают 4%, причём важно, что о развитии духовных качеств как необходимости для Человека в той или иной мере говорят 25% старшеклассников. Сложным составить какие-либо определения человека вопрос посчитали 8% и ограничились определением человека как живого существа 9% старшеклассников. Причины ухода от ответов видим в нежелании ребят раскрывать свои взгляды, либо думать над сущностью понятия, либо в неактуальности поиска своего «Я». Некоторую демонстративность, принятие себя такими, какие есть и одновременно восприятие себя целым миром (человек это Я) показали 5% школьников. Определяя образ человека, старшеклассник преломляет как свои идеалы, так и своё отношение к человечеству в образе своего «Я», поэтому многие характеристики школьников Человеку можно отнести к ним самим.

Жизнь представляется старшеклассникам ''дорогой с преградами и хорошими событиями из утробы матери к смерти'', которую ''каждый проходит по-своему'' (в среднем 36,6%), промежуток времени, за который нужно реализовать себя (10В- 15,2%) и принести пользу другим – Родине, близким, природе(10В- 6,6%). Жизнь прекрасным мгновеньем, полным радостью общения с миром, любовью, счастьем, пониманием 20,4% старшеклассников, это говорит о значимости для них высших нравственных качеств, стремлении найти их в своей жизни, оптимистичном настрое на будущее, так примерно 8,1% утверждает, что жить надо любить, а 3,1% из 127 опрошенных определяют бесконечность жизни, её божественность и возвышенность. Однако, видят в жизни только жестокий отбор, материальные наслаждения и бесполезность, простое существование (заключающееся в продолжении рода и функционировании органов), исключая хотя бы малую долю духовно-нравственного развития более 11% школьников, а нежелание думать, поверхностность в ''нет ответов'' демонстрируют 11% из 102 и 3% из 25 (10В класс) опрошенных.

Отличает экспериментальный класс от подавляющего большинства и то, что здесь для ребят важно совершенствование себя, познание, Движение (15,1% на фоне 7%), позволяющие им уделять внимание и себе и другим, сохранять индивидуальность.

Жизнь приобретает во Вселенной глобальный размах: это люди (с телом, духом и душой) и другие живые организмы на Земле, другие цивилизации на других планетах других галактик, частицы, это живой единый космос, у которого есть, по мнению 80% школьников, свои законы – так думают 20,3% опрошенных. Понимание Вселенной как бесконечности пространств и миров есть уже у 32,1% ребят. Здесь 10В показывает 64%, что говорит о сформированности у школьников физических представлений о материальности (пространстве и времени), что нельзя сказать об опрошенных 11-тиклассниках. Показательно, что целостность представлений о Вселенной среди 10-х классов (33,2%) больше, чем у 11-х классов (39,6). Желание узнать тайны космоса больше свойственно 10-классникам (по результатам опроса) – в 10В классе 40% на фоне17,7% у других 10-х классов, у 11-х – 4,2% (это показатель скудных познавательных интересов, тем более уход от ответа характерен для 8,4% 11-тиклассников, что говорит о поверхностном изучении и не вникании в суть).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Педагогическое наследие
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. коменский педагогическое наследие педагог Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике "Дидактика" ...

Нормативно-правовое регулирование образовательного процесса
В нормативно- правовое обеспечение входят три группы документов: -федеральные документы (которые могут носить как директивный, так и рекомендательный характер); - документы регионального уровня; - локальные документы: 1. положения (о структурном подразделении, о детском объединении, о формах провед ...

Решение проблемы самостоятельности в педагогической литературе
Самостоятельность в педагогическом словаре определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действо ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru