Старшеклассникам оказалось трудно мыслить о Космосе и сформулировать его законы. Не дали ответ из 127 опрошенных 38,8%. Физические законы применили для космоса в целом 45,8%, а законы эволюции: развитие по определённым этапам, своим для каждой части Вселенной; расширение и сжатие в бесконечности и безвременности, саморегулируемость из них выделили 12% ребят. Космос, его законы – загадка для 3% ребят. То, что Космос живёт по законам самовыживания и конкуренции, считают 3,4% школьников. Прямой перенос действий на Земле на Вселенную, в этом случае не продуманный отвечающими, приводит к тому, что в космосе законом становится конституция РФ и другие законы (так считают 3,4% из 127), а не наоборот, для России, например, законом стала сердечная справедливость, гармония и Любовь ко всем. Подвластность Космоса хаосу, анархии или просто - беззаконию определяют 3,5% ребят. Это говорит о незнании ими закона Симметрии, «Золотого сечения», о неосознанности стройности строения Вселенной, а часто запоминании голых фактов, эмоционально окрашенных, но часто несущих вред вместо пользы. Хорошо, что подошли к устройству Космоса с позиций этики, духовности и нравственности 25,3% старшеклассников, выделив законы Любви, Добра, Гармонии, Сердца, Свободы и Разума. Это может свидетельствовать о приоритете нравственного, морального развития для ребят или стремлении понять космос с философской точки зрения.
Полное определение астрономии как науке о происхождении, строении, законах развития Вселенной дают больше половины опрошенных (52%), это показатель первоначальной сформированности представлений о науке, о предмете её изучения. Одновременно неполное определение – как науки у 10% и как науки о космическом пространстве с различными телами, изучающей их свойства у 24,7% школьников, здесь не учитывается эволюция Вселенной во времени и изучение астрономией этого процесса (протекает чрезмерно медленно, с космическим размахом). Загадочность (и её изучение), красоту приписывают астрономии 5% школьников, 3% - глупость или определяют астрономию как предмет в школе (2%).
Старшеклассники хотят изучать астрономию для развития кругозора и развития представлений о мире. Ненужность предмета в школе обосновывают тем, что это не интересно, и дальше в жизни астрономия не пригодится, ''дом можно найти и без звёзд'', либо тем, что в неделю в расписании всего 1 урок, и астрономию ''никто не учит''. Несмотря на негативные отзывы школьников в её сторону, весьма большой процент старшеклассников желают изучать закономерности космоса (в среднем 75,3%).
Ребята считают, что уроки астрономии нужно вести с 5 класса (см таблицу № 6), а некоторые – с 1 класса (эти варианты не вошли в опрос). Школьниками предлагается преподавание астрономии в 9-11 классах (23,6%), может быть в 10-11 или 11 и обязательно с 5 по 9 класс. Старшеклассники считают также необходимым изучать эту науку на факультативах большей частью в 10-11 (13выборов), 5-11 (16 выборов), 5-9 (11 выборов), 9, 11, 8, 5 классах (см. там же).
Таблица № 6 Ответы старшеклассников на вопрос: «Когда следует изучать астрономию на уроках»
классы |
5 |
5-9 |
5-11 |
7-9 |
8 |
8-9 |
9 |
9-11 |
10 |
10-11 |
11 |
― |
% от 127 |
1,9 |
10,9 |
4,5 |
0,6 |
0,3 |
0,6 |
2,6 |
23,6 |
0,9 |
23 |
17,5 |
13,6 |
Еще о педагогике:
Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника
Нам приходится наблюдать поведение человека в различных жизненных обстоятельствах: при успехе, несчастье, опасности, ссоре и т. д. И мы знаем огромное множество проявлений эмоциональной жизни человека, которые различны по своему содержанию, по форме, по их значению и длительности протекания. Межд ...
Использование дидактической игры в формировании
представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников
в педагогической практике
С середины прошлого века дидактическая игра начал успешного использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретиз ...
Анализ представлений учителя об образе учеников
Для обработки результатов применялись дисперсионный, факторный, корреляционный и кластерный анализы. В результате корреляционного анализа по элементам наибольшая связь между ролью непринимаемого и ролью частично принимаемого (r=0,644). Можно сказать, что для учителя, частично принимаемые ученики по ...