Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Страница 3

Высокий уровень ШСМ говорит о понимании учениками ответственности за свои поступки и нужности себя обществу, Родине. ШСМ подкрепляют стремление человека познать мир, ориентируют на достижение определённого уровня развития «Я» в этом обществе. Убеждение, что мир вокруг можно изменить, быть активным участником этих событий показывает на сформированность долга у учеников 10В класса. Доминирование ШПМ, УПМ и МС говорят об осознанном стремлении познавать мир, изучать его устройство, структуру происходящего; направленном стремлении учеников расширять свой кругозор. Учёбу ребята воспринимают как способ познания себя и понимания окружающего, причём важна самостоятельность в поиске решаемых ими задач; учителя выступают для них в роли помощников, сравнивающих вместе с ними разные способы работы, дополняющих новыми сведениями. Они осознают себя как субъектов учебной деятельности и источников активности в учении. Старшеклассники начинают осознавать себя как развивающуюся и динамичную личность, понимающую своё предназначение и возможности, способную конструировать будущее, однако о понимании учёбы как способе изменить себя они задумываются мало.

Средне развиты мотивы социального сотрудничества, характеризующие самый высокий уровень развития (МСС). Для 10В класса характерно стремление действовать самостоятельно, решая какие-либо задачи, а потом уже делиться наработанным в процессе общения. Старшеклассники могут помогать другим людям ради общего блага, но после того, как будет достигнуто их собственное хорошее состояние (например, психологическое). Выработке вместе решать какие-либо (ученические) вопросы в классе препятствуют привитие только индивидуализма (в учёбе) и попустительский стиль классного руководства. Общение и взаимодействие между ребятами заканчивается на уровне неформальных групп. Отличительным фактом во взаимоотношениях в 10В является то, что полгода в сформированном заново классе некоторые ребята не знали, как зовут других, а их нестремление взаимодействовать (по невыясненным причинам) со всеми оставалось нормой и приветствовалось. Ребята стремятся сотрудничать в неформальной деятельности, где определяющим становится взаимодействие по достижению общей цели, но не у всех есть заинтересованность в решении проблем или выполнении работы как можно лучше, они могут замкнуться, не высказав своего мнения, полезного для достижения общей цели. Не имея сформированных мотивов сотрудничества им трудно понять других и самим быть понятыми.

Особенностью класса является также слабая выраженность позиционных (ПМ) мотивов. Ребята независимы от окружающих людей в стремлении учиться и познавать мир, у них не выражена ориентация к одобрению со стороны или потребность тянуться за кем-либо, т.к. это класс лидеров и работающих учеников, по сути, для них не важен социальный статус. Друзей старшеклассники выбирают не по успешности в учёбе, а по душевной близости, внутренним качествам, умению понять, отзывчивости, действенной помощи другим людям, те, на кого можно положиться.

Стремлению понять себя и быть понятым в обществе соответствует направленность старшеклассников на общение, что подтверждает их склонность поддерживать отношения с другими, работать вместе, часто правда в ущерб выполнению конкретных заданий. По результатам диагностики (см. приложение №10) в среднем этой направленности соответствуют 35 баллов, (''Я''-24, ''Д''-22). Искренность, стремление помочь другим, душевность, потребность в эмоциональных контактах отличают, по словам учителей учеников 10В класса школы №39. Ребята же ценят в наставниках умение создать добрую атмосферу на уроке, чтобы можно было высказать своё мнение, заинтересовать предметом, проявляя интерес к каждому. Им не нравится, когда учителя не скрывают несимпатию к кому-то или вызывают дух соперничества в коллективе. Неотъемлемыми чертами классных руководителей, по их мнению, должны быть доступность и авторитетность, а потом уже требовательность. Ребята видят цель школы в воспитании качеств, помогающих взаимодействовать с людьми и развитии индивидуальных качеств, но пока не осознают важнейшей цели – научить решать жизненные задачи. Они могут игнорировать других, не выполнять доверенную им работу, что считают нормой. Важность для сегодняшних школьников личного первенства и неуважительное отношение к ''чужим'' наряду с раздражительностью, властностью позволяют сделать вывод о преобладании у них ориентации на себя и неокончательном развитии ориентации на дело.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Структура содержания начального курса географии
Учебный предмет «География» обычно включает следующие четыре школьных курса: «Начальный курс географии» (6–7 классы); «География материков и стран» (8–9 классы); «География Беларуси» (10 класс); «Общая география» (11 класс). «Начальный курс географии» имеет главную цель – в самой общей форме дать п ...

Формы обучения
Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебн ...

Движущие силы и основные закономерности становления личности
Движущими силами становления личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и вы ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru