Школа как общественно-государственный институт впитывает и отражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель, педагог, как профессионал, владеющий соответствующими педагогической техникой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс.
Все больше педагогов понимают: чтобы остаться живой, педагогика, как и всякий социальный контекст, должна быть каждый раз заново воспроизведена и проинтерпретирована новыми членами общества. В каждую историческую эпоху педагогика, воспитание как социальная практика требует своевременного прочтения.
Здесь можно отметить ряд положительных тенденций, которые в последнее время получают широкое распространение:
1. Возрождение идей гуманизма. Развитие антропологической философии, психологии и педагогики.
2. Рост осознанного родительства. Вместе с увеличением рождаемости в стране растет “профессионализм” родителей.
Гуманистическая идея связана с пониманием сути человека, его предназначения и смысла жизни. Целенаправленное воспитание считалось основой воплощения в жизнь гуманистических идей, внедрения их в общественное сознание. Так создавалась модель гуманистического образования – “педагогического ваяния человека” по образу гуманистического представления о нем.
Анализ развития гуманистических идей в педагогике показывает, что педагоги-гуманисты создавали и создают в масштабах их непосредственной работы с детьми реальную практику гуманистических отношений. Эти отношения по качеству и механизмам выстраивания опережали социальную действительность. Но именно образование обеспечивает обществу наиболее гуманное по сравнению с его прошлым будущее.
Исторический опыт свидетельствует, что образование способно не только выживать в определенных обстоятельствах, но и преобразовывать их, демонстрируя устойчивую способность к развитию. Прежде всего, это относится к феномену появления ярких прецедентов в образовании, альтернативных философии выживания и ориентированной на нее “массовой школе”. Они остаются в истории педагогики как доказательство того, что школа в качестве образовательного института способна в своих стенах строить жизнь, отличную по качеству и яркости от жизни за ее пределами. Только такая школа становится подлинной школой жизни ребенка, именно здесь он адекватен своему, прошлому, настоящему и будущему.
Школа обязана опережать действительность. Образование должно не только улавливать зарождающиеся тенденции, но и отбирать из них те, которые перспективны для развития гуманного человечества. Никакие реалистические технологии, ориентированные только на “сегодня”, не способны стать образовательным. Образование – это источник нового, желаемого образа жизни, который является альтернативной существующему, поскольку оно способно отказываться от нежелательного, осуществляя свободный выбор вектора развития. Образование “по принципу устройства” сродни созданию человечества, способного совершать свободный выбор и создавать условия для свершений. По существу, образование представляет собой социально-педагогический проект, который способен порождать образ того, что еще не развито в реальности, но имеет тенденции в качестве перспективы развития будущего. Развиваясь само, образование развивает людей, а те, в свою очередь, становятся способными развивать общество.
Педагогическая деятельность, которая является “двигателем” гуманистической практики образования, а именно педагогика поддержки О.С. Газмана, имеет субъект – конкретного человека (“педагога стоящего на позиции гуманизма, конкретного сообщества людей, личностно и профессионально объединяющихся в целях реализации гуманистических идей в образовании”), которым предоставляется возможность, созданы условия для того, чтобы стать субъектами освоения жизни по правилам гуманных отношений между людьми.
Культура гуманистического воспитания задает определенные мировоззрение и систему отношений с ребенком, которые меняются в зависимости от педагогических задач и условий развития детско-взрослой общинности, то есть речь идет об адекватной педагогической позиции воспитателя, реализации которой обеспечивается в первую очередь психологическое здоровье ребенка. Представляются интересными и важными для понимания вышеизложенного результаты исследования сотрудников Института психолого-педагогических проблем детства В.И. Слободчикова и А.В. Шувалова о педагогических позициях, которые могу занимать учителя и родители – и те и другие педагоги, равно заинтересованные в развитии ребенка.
В настоящее время больше набирает силу тенденция, связанная с переносом центра тяжести в отношении между учителем и учеником с объектно-субъектных на диалоговые субъектно-субъектные отношения. Это связанно со стремлением обеспечить максимальную полную самореализацию воспитанником своего потенциала при интеллектуально-духовном взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс, создает для него наиболее благоприятные условия. В повестку дня становится вопрос не просто о развитии учащихся, а о стимулировании их самореализации в процессе активного освоения культуры, в ходе общения с другими людьми. Педагог как бы “ведет” воспитанника, способствует появлению у него определенных качеств. Он достигает этого, помогая ребенку войти в мир культуры и социальных связей, создавая педагогические ситуации, в которых тот сможет самостоятельно самоопределиться и само реализоваться, проявить свою активность. Все это педагог делает неавторитетно, ненавязчиво, максимально учитывая уровень развития ребенка, его индивидуальность. Свои цели педагог выводит не из абстрактных идеалов и социальной целесообразности, а с учетом самого ребенка.
Еще о педагогике:
Диагностическое изучение
эмоциональных состояния детей до эксперимента
Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне его подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, каки ...
Методы и формы организации контроля на уроках русского языка
Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса. В практике работы школы при ...
Новые достижения учёных в астрономии и физике и их применение в учебном
процессе с целью формирования целостного мировоззрения
Современные научные достижения говорят нам о том, что мир не такой, каким мы его себе представляем. Мы подробнее расскажем о некоторых достижениях, которые можно использовать в курсе астрономии и физики как дополнительную информацию, оформляющую Единый взгляд на Мир. В.Г. Судрин в своей книге «Рожд ...