Воспитания гражданина и патриота в России 19 века

Страница 1

В России 19 века просветители и профессиональные педагоги много внимания уделяли разработке основ воспитания и обучения достойного человека, гражданина своей Родины, что нашло отражение в их научных трудах и литературных произведениях. Как развитие естественных склонностей и потребностей человека понимал гражданско-патриотическое воспитание Н.Г. Чернышевский. Гражданское воспитание как неотъемлемая часть семейного воспитания рассматривал К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский рассматривал гражданское, патриотическое воспитание с процессом эстетического образования. В.А. Жуковский, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин подходили к рассмотрению данной проблемы с позиции комплексности. Рассмотрим эти подходы к проблеме патриотического и гражданского воспитания в научном наследии русских педагогов 19 века.

Чернышевский представлял развитие патриотического и гражданского воспитания как цель подготовки человека к жизни в обществе. Идею необходимости усиления гражданского и патриотического воспитания поддерживал основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский. Он говорил, что «Общество не заботится о развитии «семейного патриотизма» до уровня национального, государственного». Константин Дмитриевич считал, что для исправления сложившегося положения необходимо сделать русские школы русскими…. В целях патриотического воспитания он предлагал перенести дисциплины изучения Родины на начальный этап образования, существенно расширить курс этих дисциплин и отказаться от педагогического нигилизма.

Главной задачей образования Н.И. Пирогов считал воспитание человека как гражданина и патриота. Ибо только патриот в высоком понимании этого слова сознает свой долг гражданина, исполняет обязанности перед обществом и способен служить ему на любом поприще. Для этого необходимо, по мнению Николая Ивановича, формирование « внутреннего человека», т.е. нравственности, мировоззрения и убеждений юноши. В статье « Вопросы жизни» он писал: « Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы: а главное у вас будут люди и граждане». Н.И. Пирогов рассмотрел подробно черты характера, присущие гражданину и патриоту. Прежде всего, гражданин должен иметь убеждения. Убеждения как система ценностной ориентации служат основой для формирования «внутреннего человека». Но далеко не всякий человек может иметь убеждения: « только тот может иметь их, кто приучен с ранних лет проницательно смотреть в себя, кто приучен с первых лет жизни любить искренно стоять за нее горою и быть непринужденно откровенным как с наставниками, так и со сверстниками. Без этих свойств, вы никогда не достигните не каких убеждений».

Пирогов показал путь формирования указанных качеств гражданина и патриота в статье «Образование и воспитание» через нравственное воспитание. «Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира и в преимущественно общественного, т.е. того, в котором ему со временем придется действовать. Это прежде всего. Затем последовательным результатом такого понимания должно быть возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам правды и добра. И наконец, в задачу воспитания как результат того и другого должно входит постепенное образование нравственных современных убеждений, образования твердой и свободной воли и, следовательно, воспитание тех гражданских и человеческих доблестей, которые составляют лучшее украшение времени и общества». Н.И. Пирогову претил национализм как явление чуждое патриоту и гражданину. В речи, произнесенной в Бердичевском казенном еврейском училищ он так пояснил свое отношение к данному явлению: « С тех пор, как я выступил на поприще гражданственности путем науки, мне всего противнее были сословные предубеждения. И я невольно перенес этот взгляд и на различия национальные. Как в науке, так и в жизни, как между моими товарищами, так и между моими подчиненными и начальниками, я никогда не думал делать различия в духе сословной и национальной исключительности». Таким образом Н.И. Пирогов главной задачей образования считал. Формирование гражданина и патриота. Содержание патриотического воспитания он видел в формировании убеждений, совести, любви к истине.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Начальный детский лексикон
Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (про ...

Педагогические условия развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: 1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников. 2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников. Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способст ...

Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте
Основная цель формирующего эксперимента: развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (ц ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru