Социальный педагог помогает детям выявить их способности, установить дружбу в коллективе, направляет на развитие их интересов. Он помогает разобраться в трудностях, сопровождающих подростковый возраст. Социальный педагог должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей детей подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели всестороннего развития ребенка.
Можно выделить следующие направления работы социального педагога в лагере:
Исследование социума оздоровительного лагеря.
Психодиагностическая работа.
Социально-педагогическое просвещение и консультирование.
Социально-педагогическая профилактика.
Содействие созданию педагогически ориентированной среды.
Организационно-методическая деятельность.
Проанализировав психологическую, педагогическую, методическую литературу по изучаемой проблеме мы пришли к выводу, что развивать организаторские способности в подростковом возрасте во внеучебной деятельности надо систематически, последовательно. В этом возрасте у ребёнка ещё не достаточно сформировались психические процессы, поэтому для начала надо их раскрыть, а раскрыть их помогут только внешкольные мероприятия.
Изучив психолого-педагогические условия развития организаторских способностей у подростков, можно сделать вывод о том, что развивать их необходимо во внешкольных мероприятиях при непосредственном включении в них самого ребёнка. В результате проведенного исследования мы можем констатировать, что процесс развития способностей подростков нуждается в педагогическом сопровождении, а детские оздоровительные лагеря являются базой для педагогического сопровождения саморазвития личности ребенка.
Организаторские способности носят интегративный (комплексный) характер и включают: коммуникативные способности, практический ум, критичность, способность заражать и активизировать других, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость.
В связи с этим нами была разработана программа по работе социального педагога в летнем оздоровительном лагере, которая направлена на создание комфортных условий для развития организаторских способностей у воспитанников, посещающих летний оздоровительный лагерь. Средствами достижения желаемого эффекта послужили различные методики, тренинги, игровая терапия, проведение психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния субъектов воспитательного процесса с целью оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррекционно-развивающей деятельности. Вся программа нацелена на развитие у подростков осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря.
Результаты исследования имеют практическую значимость, так как разработана программа развития организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере, включающая программу летнего отдыха, а также выявленные критерии и показатели развития организационных способностей подростков, которые могут быть использованы в практике работы педагогов дополнительного образования.
Еще о педагогике:
Передовой педагогический опыт
Сущность передового педагогического опыта: - Новые оригинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе творческого поиска путей и средств повышения качества и эффективности процесса обучения и воспитания; - Систематическое воплощение в педа ...
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Четвертый год жизни – ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии. Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся интересными не только особенности и назначен ...
Проблема возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка в
педагогическом процессе
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социального проявления. Вполне естес ...