Сущность передового педагогического опыта:
- Новые оригинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе творческого поиска путей и средств повышения качества и эффективности процесса обучения и воспитания;
- Систематическое воплощение в педагогической практике основных общепринятых (традиционных) форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса, дающее устойчивые положительные результаты.
Основные формы и методы выявления и изучения передового педагогического опыта:
- целевые посещения и анализ уроков опытных педагогов;
- изучение передового опыта педагогов учебного заведения региональной учебно-методической организацией профессионального образования;
- взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий, обмен опытом их проведения;
- изучение и анализ методических материалов и документации педагогов – носителей передового опыта;
- контроль руководителями учебного заведения учебно-воспитательной деятельности педагогов (внутриучилищный контроль);
- ведение в учебном заведении картотеки передового педагогического опыта;
- ведение педагогами личных «Тетрадей передового опыта»;
- беседы руководителей учебного заведения и методистов с преподавателями;
- беседы руководителей учебного заведения и методистов с учащимися;
- изучение педагогами научно-педагогической и методической литературы и информационных материалов.
Примерная схема общего анализа — изучения технологии урока опытного преподавателя
1. Способы актуализации знаний учащихся, полученных на прошлых уроках и в процессе производственного обучения.
2. Способы целевои установки учащихся на качественное усвоени учебного материала урока.
З. Организация и методика проверки выполнения учащимися до- машних задании; способы активизации деятельности учащихся группы во время проверки опрашиваемого учащегося.
4. Способы построения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся (проблемное изложение, применение элементов эврисобме опытом их проведения тической беседы, постановка учащимся полутных вопросов, осуществлени «обратной связи» и т. п.).
5. Поддержание интереса и внимания учащихся к изучаемому (эмоциональность изложения, смена методов работы учащихся, интересные примеры, эффект удивления и т. п.).
6. Развитие самостоятельности учащихся (способы организации работы с книгой, применение карточек-заданий, решение количественных и качественных задач продуктивного характера и т. п.).
7. Индивидуализация процесса обучения (выдача разных по сложност и трудности задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование сложности вопросов в процессе беседы, про- ведение учащимися взаимопроверок, более частый контроль «слабых» учащихся и т. п.).
8. Способы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей (опора на ранее приобретенные знания и умения, побуждение учащихся объяснять новые факты, явления, закономерности на основе знаний по смежным предметам, единство трактовки законов и теорий, изучаемых в разных предметах и т. п.).
9. Способы применения наглядных пособий и ТСО (сочетание их с другими методами обучения, способы и организация использования на уроке, руководство восприятием учащимися демонстрируемого, развитие при этом мышления учащихся, соблюдение гигиенических требований, сочетание конкретного с абстрактным с учащимися и т.п.).
Еще о педагогике:
Виды заданий по формированию словоизменения
Составление предложений по опорным словам, данным вразброс (предлагаемые слова стоят в начальной форме); вставка в предложения пропущенных слов; определение правильности предложений (Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений п ...
Методы гуманистической педагогики
Укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания: воспитание доверием, заботой и уважением; воспитание ответственностью; воспитание творчеством; воспитание через здравомыслие, воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, право ...
Нормативно-правовое регулирование образовательного процесса
В нормативно- правовое обеспечение входят три группы документов: -федеральные документы (которые могут носить как директивный, так и рекомендательный характер); - документы регионального уровня; - локальные документы: 1. положения (о структурном подразделении, о детском объединении, о формах провед ...