8. Итоговая оценка индивидуального психологического состояния ребенка.
Основная идея программы: каждый подросток – это личность с скрытым талантами, возможностями и способностями. Только бывают случаи, когда ни сам ребенок, ни его родители об этом никогда и не задумывались. Задача организаторов программы заключается в том, чтобы дать каждому ребенку возможность самовыражения и самореализации.
Уклон делается на развитие организаторских способностей - период подросткового возраста – это такое время, когда ребенку необходимо сделать выбор, подняться над самим собой, преодолеть трудности (тревогу, застенчивость, собственную агрессивность, трудности коммуникации и т.д.). Педагоги в рамках программы дают ребенку возможность раскрыть свои позитивные личностные качества. Это приводит к тому, что ребенок начинает личностно расти. Он проходит несколько ступенек такого роста, занимая поочередно позиции простого наблюдателя, помощника, участника и организатора. Наиболее успешные дети пробуют свои силы в роли помощников вожатых, а единицы становятся по достижении определенного возраста самыми настоящими вожатыми, организаторами по жизни.
Как мы уже писали, программа состоит из трех блоков, представленных на различных этапах программы в более или менее выраженном качестве. Емкость и содержание данных блоков определяется очередным этапом и особенностями тематики программы.
Психолого-педагогический блок программы:
Тренинги: личностного роста, коммуникативный, саморегуляции, конфликтологии и др.
Психологическая диагностика: эмоциональных состояний, индивидуальных особенностей, характера.
Психологические игры: на взаимодействие и коммуникацию, установление доверительных отношений, снятие ситуативной тревожности, психических защит и агрессивного поведения, адаптацию в новом детском коллективе.
Развивающий блок программы:
Работают творческие мастерские, хобби-центры и мастер-классы, занятия в которых ведут педагоги дополнительного образования и приглашенные специалисты (танец, вокал, актерское мастерство, театр эстрадных миниатюр, изобразительное творчество и дизайн окружающего пространства, журналистика и др.).
Досуговый блок программы:
Интеллектуальные игры и конкурсы, викторины, спортивные соревнования и эстафеты, шоу-программы, концерты, акции. Дискотеки и танцевально-игровые программы. Необходимо отметить, что в данном блоке программы особая роль отводится детям. Именно они в большинстве случаев являются организаторами многих дел, их разработчиками и сами же их проводят. Этот подход является логичным в контексте всей программы, что позволяет детям принять на себя одну из возможных ролей в рамках программы: посторонний наблюдатель, зритель, помощник, участник, разработчик, организатор.
Для достижения наибольшего эффекта личностного роста, развития знаний, навыков и способностей целесообразно создание в детском оздоровительном лагере хобби-классов и ремесельных мастерских различного рода.
Итак, основе организаторских способностей лежат такие качества как самоконтроль, эффективная самопрезентация, умения слушать окружающих, навыки инструктажа, способность формировать коллектив.
При разработке программы организаторские способности рассматривались в контексте целостного развития человека, так как в их основе лежат свойства нервной системы и темперамента, индивидуальные особенности памяти, эмоций, мышления, личный опыт и мировоззренческие установки. Вместе с тем, результаты исследования демонстрируют, что организаторские способности могут развиваться в процессе личностного роста, достижения зрелости, а так же в ходе тренировки отдельных качеств и свойств личности.
Еще о педагогике:
Понятие о методах профессионального обучения
В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие. Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо представить их в определенной систе ...
Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в
условиях дома ребенка
Воспитанники детских закрытых учреждений по данным многих авторов (Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, 1940; Попова М.И., 1968; Е.К. Каверина, 1950; Ф.И. Фрадкина, 1955; и др.) значительно отстают в развитии речи. В первые полгода у соматически и неврологически здоровых младенцев домов ребенка, как прав ...
Выявление уровня организаторских способностей подростков в детском
оздоровительном лагере
Работа социального педагога в летних оздоровительных лагерях имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ним задачами: укрепления здоровья детей, отдыха и воспитания в разнообразной увлекательной дли них деятельности, организуемой на основе ребяческого самоуправления. В лагерях отношения вз ...