Основная цель формирующего эксперимента: развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина: дом, ковер, посуда и т.п.).
Формирование культурной направленности личности предполагало обновление содержания регионального компонента.
Составители федеральных комплексных программ «Программа воспитания и обучения в детском саду» и т.п.) рекомендуют вносить необходимые изменения в содержание программ с учетом регионального компонента дошкольного образования и особенностей работы дошкольного образовательного учреждения.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985, отв. ред. М.А. Васильева) так предполагает формировать у детей младшего школьного возраста интерес к культуре своего народа: [42]
Учить детей называть родной город (поселок). Побуждать их рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке, на даче).
В дни праздников обращать внимание детей на красочное оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.
Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина: дом, ковер, посуда и т.п.).
Приобщать детей к русской праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (День России, Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества), праздники народного календаря; организовывать празднование дней рождения детей группы. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формировать чувство любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.
Русский фольклор Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик .», «Как у нашего кота .», «Травка-муравка .», «Сидит белка на тележке .», «Ай, качи-качи-качи! », «Дождик, дождик, пуще .», «Заинька, попляши .», «Чи-ки-чики-чикалочки .», «Ночь пришла .», «Сорока, сорока .», «Еду-еду к бабе, к деду .», «Радуга-дуга .», «Божья коровка .», «На улице три курицы .», «Тили-бом! Тили-бом! », «Тень, тень, потетень .», «Куроч-ка-рябушечка .», «Кисонька-мурысенька .», «Жили у бабуси .», «Заря-заряница».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюб-ской; «Гуси-лебеди», «Бычок - черный бочок, белые копытца», «Снегуруш-ка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой.
Фольклор народов мира
Песенки. «Маленькие феи», «Вопрос и ответ», «Кораблик», «Храбрецы», «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот?», латыш., пер. С. Маршака; «Две фасольки, три боба», лит., пер. Е. Юдина; «Танцуй, моя кукла», норв., пер. Ю. Вронского; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», чеш., пер. С. Маршака; «Купите лук .», шотл., пер. И. Токмаковой.
Сказки. «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Храбрец-молодец», болг., пер. Л. Грибовой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важда-ева; «Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Свинья и Коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с пор-туг. Ю. Чубкова; «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «Коза-дереза», «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой; «Лиса-нянька», фин., пер. Е. Сойни; «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.
Для заучивания наизусть
«Петушок, петушок .», «Как у нашего кота .», «Огуречик, огуречик .», «На улице три курицы .», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет .» (из «Сказки о царе Салтане .»); С. Черный. «Приставалка»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); А. Барто. «Мишка», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); Н. Пикулева. «Надувала кошка шар»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Примерный музыкальный репертуар
Пение «Солнышко-ведрышко», муз. В. Карасевой, ел. нар.; «Люлю, бай», рус. нар. колыбельная; «Петушок», рус. нар. прибаутка; «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Гуси», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Поедем, сыночек, в деревню», рус. нар. мелодия из сб. «Гусельки», обр. Н. Метлова; «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова.
Еще о педагогике:
Точное терминологическое и словесное описание стойки на голове с согнутыми
ногами
Стойка на голове с согнутыми ногами выполняется из различных исходных положений и различными способами (толчком ног, силой, махом одной и толчком другой). При выполнении из упора присев толчком ног или силой поставить голову на верхнюю часть лба, прийти в стойку на голове и руках в группировке, уде ...
Выявление нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников и
знаний детьми истории и культуры родного поселка
На констатирующем этапе эксперимента первым нашим шагом было решение первоочередной задачи - изучение нравственных ценностных ориентаций и уровня знания детей истории и культуры родного поселка. Опираясь на исследования Космачевой Н.В. о том, что диагностический материал по выявлению уровня сформир ...
Онтогенетический экскурс в историю преподавания астрономии
Совершим небольшой исторический экскурс в древность этой науки и проследим развитие её преподавания в онтогенезе человечества. Научные источники почти ничего не сохранили о системе преподавания астрономии в школе, и во многих изданиях мы встречаем начало появления этой науки с Древней Греции. Но, и ...