Пища
Познакомить с традиционными башкирскими блюдами. Основной продукт - молоко. Из него делают эремсек (творог), май (масло), каймак (сметану). Традиционные блюда из мяса: куллама, бишбармак; из пшенной муки - кыс-тыбый. Научить определять по внешнему виду и вкусу башкирские блюда и называть любимые из них, принимать посильное участие в их приготовлении.
Традиционные напитки: буза, кумыс, айран. Напитки имеют лечебные назначения.
Дать элементарные представления о том, что человек добывал все необходимое для питания. Башкиры занимались разведением лошадей, коров, овец, пчел. Познакомить с профессиями животновода, пчеловода.
Одежда
Учить называть элементы национальной одежды: костюмы у девочек -платье с оборками, камзол, на голове налобные повязки (мацлайса); у мальчиков — рубаха, расшитые штаны, халат, на голове тюбетейка. Уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапочка из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами, разноцветными лентами.
Ожидаемые результаты
Имеют представление (элементарное):
о прошлом и настоящем некоторых предметов быта: утварь, жилище, одежда;
о труде скотовода, пчеловода.
Знают и называют:
улицу, на которой живут и на которой расположен детский сад;
предметы домашнего быта, их названия;
традиционные блюда башкирской кухни;
элементы национальной одежды, характерные их детали.
Умеют:
использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх;
с помощью взрослых составлять меню для традиционных Дней башкирской кухни;
отражать полученные художественные умения и впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании;
описывать предметы быта;
проявлять интерес к предметам материальной культуры (к концу 5 года жизни).
2. Блок. Фольклор
«От истоков прекрасного - к творчеству»
Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на восприятие различных видов искусства: произведений фольклора, художественной литературы, декоративно-прикладного искусства, музыки. Раскрывать своеобразие, неповторимость народного творчества. Развивать интерес к познанию духовной культуры.
Фольклор
Знакомить детей с произведениями устного народного творчества: колыбельными песнями, прибаутками — посредством игры с национальной куклой. Познакомить детей с одним из распространенных жанров башкирских сказок сказками о животных. Учить эмоциональному восприятию сказок, умению характеризовать нравственные качества героев - добрый, злой. Использовать народное творчество как средство художественно-речевой деятельности. Организовывать игры-драматизации на материале башкирского фольклора. Использовать башкирский фольклор в развлечениях. Развивать словесное творчество детей на материале фольклора.
Репертуар
Народное творчество. Колыбельные песни: «Мы тебя, малютку, так любим», «Спи, засыпай», «Расти, сынок, расти, сынок». Башкирские сказки: «Медведь и пчелы», «Ленивый сын», «Ленивая Аусаф», «Лиса-строитель», «Лиса и петух», «Лиса-сирота». Авторские сказки: «Красивый двор», «Шуба ежа» (Ф. Губайдуллина).
Примерная тематика по развитию речи
Пересказ сказки «Медведь и пчелы», отрывки из сказок «Ленивый сын», «Лиса-сирота».
Придумать другую сказку по образцу воспитателя (по сюжету башкирской сказки «Медведь и пчелы»).
С помощью воспитателя придумать сказки, рассказы по сюжетам «Колыбельной» Ю. Гарея, «Колыбельной» С. Рахматуллина.
Тематика развлечений
Литературные викторины на материале башкирских сказок - «В мире сказки».
Развлечения: «В гостях у скажи», «К бабушке в гости», «Вечер колыбельной песни», «Отдыхаем всей семьей».
Литература
Знакомить детей с произведениями башкирских писателей и поэтов. Прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Развивать выразительность речи. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения, выделять главных героев, их действия, взаимоотношения, поступки. Воспитывать у детей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Включать знакомые детям произведения в самостоятельную деятельность: игры-драматизации, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры детей.
Репертуар
С. Рахматуллин «Колыбельная»; Ю. Гарей «Колыбельная», «Самолет», «Птицы улетают»; К Даян «Моя кукла», «Наша кисонька мача», «Весенние цветы»; К. Ильясов «Аниса и Нафиса», «Акбай»; Г. Юнусова «Чемпион по одеванию»; X. Гиляжев «Воспитанный Айдар»; Ф. Рахимгулова «Кораблик», «Дождь идет»; К. Киньябулатова «Зухра и цыплята»; Г. Давлетов «Гуси и Му-нира», «Когда вырастет грязнуля»; С. Муллабаев «Белый барашек», «Глупая кошка», «Лук», «Витамин»; С. Алибаев «Зима»; Ф. Губайдуллина «Праздничный подарок».
Еще о педагогике:
Формирующий эксперимент – формирование у школьников критического отношения
к информации, полученной по телевидению
Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников умения критически воспринимать информацию, полученную по телевизору. Для эксперимента выбраны ученики 3 «Д» класса школы № 119 города Уфы. Краткая характеристика испытуемых: Андрей Демидов Общительный, ...
Комплекс дидактических игр для развития младших школьников с нарушениями
слуха во внеурочной деятельности
В связи с выявленными проблемами детей были разработаны комплексы игр: Комплекс игр на развитие словесно-логического мышления; Комплекс игр на развитие речи. Комплекс дидактических игр на развитие словесно-логического мышления Таблица № 2 № Название игры Цель Анализ проведения игры 1 "Математи ...
Развитие организаторских способностей подростков
В подростковом возрасте наступает период первичной социализации, происходит выбор и, в большинстве случаев, обучение профессии. В эту пору значительно дифференцируются способности и интересы обучаемых, формируется и вырабатывается жизненная позиция. Говоря о способности, мы подразумеваем индивидуал ...