Научный эксперимент по формированию целостного мировоззрения проходил на базе средней школы №39, где в экспериментальную и контрольную группы были взяты ученики 10В математического класса. Одним из условий эффективности формирования мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии является определение уровня сформированности мировоззрения, прогнозирование его дальнейшего развития. Поэтому этапы опытно-экспериментальной работы в качестве обязательной составляющей включали в себя диагностику сформированности системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленных этими взглядами основных жизненных позиций людей, их убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций.
На основе цели эксперимента были поставлены следующие задачи:
с помощью диагностических методик выявить уровень сформированности мировоззрения старшеклассников;
проверить технологию экспериментального обучения;
выявить степень эффективности экспериментального обучения и определить достоверность результатов с помощью диагностических методик.
Эксперимент проводился в 3 этапа. Для проведения первого констатирующего этапа мы провели анкетирование 127 старшеклассников из 5 (10 кл.), 13 (9 кл.), 15 (11 кл.), 25 (10, 11 кл.) и 39 (10 кл.) школ г. Рязани. В школе №39 г. Рязани в роли экспериментального класса был выбран 10В математический класс, где учатся 12 юношей и 23 девушки (всего 35 человек). В задачи этого этапа входило выявить уровень сформированности мировоззрения старшеклассников: их интересы, устремления, цели, ценностные ориентации, идеалы, их отношение к миру, а также продиагностировать глубину понимания старшеклассниками таких мировоззренческих понятий как Человек, Вселенная, Законы Космоса, Жизнь. В программу исследования входило выявление целей, с которыми они ходят в школу, а также отношения ребят к астрономии, определение степени заинтересованности этим предметом и тех вопросов, которые им в той области знаний наиболее интересны и важны. Основным показателем, по которому определялась в дальнейшем эффективность эксперимента, была разность начального и итогового уровней.
Второй формирующий этап эксперимента, на котором осуществлялось экспериментальное обучение, осуществлялся в рамках факультативного курса астрономии, сочетающего в себе и клубную деятельность. На факультатив ходили те ребята из 10В класса, которые проявили повышенный интерес к астрономии и хотели изучать ее, общаясь (в начале эксперимента – 10, в конце – 13). В качестве контрольной группы на этом этапе выступали остальные учащиеся экспериментального класса. Также мы организовали уроки по предмету, содержащие авторские методики, в 11Б и 11Д классах школы № 39. Были использованы возможности общеобразовательных дисциплин (физика, информатика, история, литература) для более активного воздействия на учащихся в ходе некоторых этапов экспериментального обучения. На этом этапе – основном в опытно-экспериментальной работе мы уточняли методы, формы и средства формирования мировоззрения при обучении астрономии. На третьем, проверочном (контрольном) этапе проводился послеэкспериментальный срез с целью выявления динамики развития мировоззрения в результате обучения астрономии и взаимодействия со старшеклассниками. Конечной целью экспериментального исследования явилась разработка методики (технологии) формирования мировоззрения при обучении астрономии, развития духовных качеств личности в рамках курса астрономии путём научно обоснованного построения содержания образования.
Еще о педагогике:
Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников
и их отношения к астрономии
Констатирующий эксперимент включал в себя анкетирование, в котором приняли участие 7 учеников 9-х, 59 учеников 10-х, 61 ученик 11-х как общеобразовательных, гуманитарных, так и физико-математических классов (14-15-16-17 лет), а также более подробное диагностирование уровня сформированности мировозз ...
Гражданское воспитание сегодня
На протяжении уже многих лет трансформаций и реформ в образовательной сфере проблема воспитания в нашей стране остается нерешенной, особенно на высоком официально-административном уровне. Во многом это объясняется отсутствием национальной идеи, идеологии. И как следствие, стратегии развития России ...
Виды воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, ну ...