Особенности декоративной композиции

Страница 2

Цельность композиции зависит и от содержания. Показать отдельное явление помогает одноплановая композиция, которая нередко применяется в портрете.

Сложное историческое, жанровое или природное явление обычно требует многоплановой композиции. В этом случае персонажи размещаются на разном удалении друг от друга (и соответственно от зрителя). Создавая иллюзию глубины пространственной среды, художник стремится "втянуть" зрителя в картину, сделать участником изображенного явления, выделить главную фигуру, полнее раскрыть типические черты во всех действующих лицах и окружающей предметной среде, придать всему изображенному жизненную наглядность и тем самым усилить эмоциональную реакцию зрителя на развернутую перед ним ситуацию.

В истории изобразительного искусства получила известность так называемая фризовая композиция, используемая для показа течения жизни во времени, последовательного развития события. Здесь все фигуры размещаются в пределах длинной полосы, как буквы в строчке, одна за другой. Они связаны друг с другом и смыслом, и движением, и ритмом.

Работая над композицией, художник строит ее с таким расчетом, чтобы в первый же момент восприятия картины завладеть вниманием зрителя, вызвать у него повышенный интерес к ее содержанию. Этот эффект первого впечатления формируется эмоциональными возможностями формата, опорных линий, размеров произведения, его колорита и фактуры живописного письма.

Формат непосредственно воздействует своей массой и протяженностью. Высокий формат ведет взгляд зрителя по вертикали, так как в основе расположения композиции лежит вертикальная опорная линия, заставляющая думать о духовно чистом и высоком, о величии и вечности.

Размер художественного произведения также оказывает определенное воздействие на зрителя. В произведении крупного формата он стремится найти большое содержание, решение больших общественно важных задач и монументально-величественных образов. В малоформатных произведениях чаще всего раскрываются интимные, бытовые и лирические темы. Содержание произведения требует определенного размера. Без учета соответствия темы и размера картина теряет свою выразительность и силу.

Выделение главного - важная композиционная задача. Найти главную фигуру помогают также жесты и движения персонажей, направление их взглядов, линии перспективы, которые часто называют ведущими линиями: они приковывают внимание зрителя к главному герою и тем выделяют его.

Выразительным средством выделения служат свет и светлотный контраст. В этих же целях широко применяется и цветовой контраст.

Одним из композиционных средств в раскрытии характеристики персонажей может быть точка зрения, устанавливающая отношение между зрителем и изображенным явлением. Если художник строит композицию, пользуясь низкой точкой зрения, то есть ставит себя в положение человека, смотрящего снизу вверх, то изображаемая фигура приобретает черты монументальности, возвышенности, величия. Высокая точка зрения, напротив, открывает широкое пространство, в котором можно показать событие с участием массы людей. Высокая точка зрения придает изображенному эпический характер.

Знание композиционных особенностей и закономерностей, открытых поколениями художников, помогает понять, как строится целостный организм произведения, какими специфическими средствами создается художественный образ, какими возможностями обладает изобразительное искусство, чтобы воздействовать на ум и чувства людей. Знание композиционных средств и приемов способствует развитию творческих способностей, активизирует творческую деятельность. Композиционные средства не придумываются художником. Они открываются ему в живой, реальной действительности через глубокое, внимательное постижение жизни. Жизнь дает темы, сюжеты, типы, группировки, жесты, мимику, характеры, то есть содержание и форму. Ясно, что постоянно изменяющаяся противоречивая действительность требует новых форм выражения конкретного жизненного материала этой действительности, новых композиционных решений, соответствующих данному сюжету. Поэтому настоящий художник в каждом произведении выступает в качестве первооткрывателя нового композиционного решения темы. Поэтому искусство всегда ново, интересно и неповторимо. Композиционное творчество во многом опирается на развитую зрительную память и образные представления, сложившиеся в процессе эстетического и познавательного освоения реальности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Борьба за реализацию всеобщего обучения
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский ...

Описание используемых методов обработки результатов исследования
В обработке результатов использовались следующие методы: Качественный анализ данных (контент-анализ); Дисперсионный анализ; Факторный анализ; Корреляционный анализ; Класстерный анализ. Качественный анализ — обеспечивает более глубокое понимание и объяснение изучаемых явлений, прежде всего на уровне ...

Роль и место физкультурно-оздоровительной работы в школе
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. В последние годы эта работа наряду со сложившимися ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru