Декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией. Выбранная для орнамента форма проходит сложный процесс преобразования, в результате чего она освобождается от всего лишнего, случайного, чтобы стать выразительным декоративным элементом. Первоочередной стороной этого процесса является выбор наиболее характерного образца из группы родственных форм, отражающего закономерности всех частей данной натуры. Этот отбор характерного необходим для создания такого декоративного мотива, который смог бы непосредственно вызывать у человека приятные чувства и ассоциации.
Не всякий украшаемый предмет, его форма, материал и изобразительно-технические средства позволяют воспроизвести в качестве декоративного элемента отобранный натурный образец как он есть. Поэтому другой стороной процесса преобразования декоративного элемента является его освобождение от несущественных частей и признаков или таких, которые нельзя изобразить на данной поверхности, в данном материале и данными техническими средствами. Образ не только освобождают от случайного и несущественного, но и обогащают такими частями и признаками, которые позволяют устранить возникающий конфликт между отобранным для изображения образцом и украшаемым предметом (его формой и формой предмета, формой и техническими средствами воспроизведения). Такое изменение формы образца ради подчинения его украшаемому предмету называют стилизацией натуры. Были выделены свойства декоративной композиции: стилизация, то есть определенная мера условности, упрощающая или усложняющая форму, ее обобщения. В стилизации цвета возможен полный отказ от реального цвета, отсутствие передачи светотени, приоритет локального цвета. Кроме того, декоративную композицию характеризует выделение красочности, яркости, нарядности, орнаментальности. Основным началом украшения предметов служит орнамент. В основе орнамента лежат два композиционных начала - ритм и симметрия. В ДПИ узора не существует вне конкретного предмета, имеющего определенные назначение и форму, поэтому декоративная роспись связана с определенным предметом (узор на полосе, на квадрате, на круге, на прямоугольнике, ромбе, овале, в треугольнике, на плоских предметах сложной формы, на объемных формах).
Исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что при составлении орнамента следует большое внимание обращать на соподчиненность декоративных элементов. В орнаментальной композиций главные элементы выделяют размером, ярким цветом и центральным расположением. Второстепенные элементы, дополняя главные и оттеняя их ведущую роль и значение, должны пластично соединиться с ними в целостный организм.
И наконец, мы подошли к завершению процесса создания орнамента - к его практическому выполнению в материале. Здесь следует выяснить, в какой последовательности, какими материалами и инструментами, какими красками будет выполняться орнамент.
Рассмотрим особенности изобразительной композиции.
Особенности нашего зрительного восприятия заставляют художника целенаправленно организовать картину, то есть умело располагать на картинной плоскости все элементы изображения, выделять главное, подчинять ему второстепенное, показывая взаимосвязь между ними. Такую строго организованную совокупность всех элементов, выражающую идейную суть произведения искусства, называют композицией. Ее сознательно организованное единство создается не только отбором наиболее выразительных элементов, но и специальными композиционными средствами и приемами. Они активизируют сознание и чувства зрителя, вызывают нужный эмоциональный импульс, побуждающий к осмыслению и оценке изображенного. Важнейшим средством композиции следует признать компоновку. Она закладывает основы единства всех элементов, цельности изображения, неделимости композиции на самостоятельные части, ничем не связанные между собой. Компоновка - это логическая согласованность всех элементов друг с другом и с картинной плоскостью, которая достигается уравновешенным размещением фигур на плоскости, определением их размеров и движения.
Цельность композиции достигается также цветовой согласованностью больших и малых цветовых пятен, соответствием фигур формату картины.
Еще о педагогике:
Особенности проявления ФФНР у детей младшего школьного возраста
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] – [ф], вместо [р], [л] – [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие ...
Роль векторного пространства в формировании пространственного мышления учащихся
основной школы
Ряд зарубежных психологов во главе с известным психологом Ж. Пиаже считают, что процесс умственного развития является самостоятельным и независимым от обучения, он имеет свои собственные внутренние закономерности. Обучение может лишь задерживать или ускорять сроки появления у ребёнка соответствующи ...
Ученые о роли и назначении оценки и отметки в школьном обучении
Г.А. Цукерман: «В школьном обучении ″у ребенка может произойти качественный скачок в развитии рефлексивной способности оценить границу своих возможностей. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализи ...