Контраст. Каждая вещь обладает рядом несхожих качеств и признаков, противоречивых сторон. Их различие или противоположность называют контрастом. Контраст усиливает ощущение разницы между предметами, их частями или признаками и поэтому является средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета - на отдельные части. Это дает возможность выделять из группы нужный предмет, нужную часть в нем или нужное качество и признак.
Контраст, выделяя части предмета, обнажает его структуру, делает ее зримой. Это помогает понять ту органическую связь между частями, которая образует диалектическое единство противоположностей, выступающее в виде этого предмета. Таким образом, контраст является средством, выражающим красоту мира в единстве, согласованности, гармонии всех его форм, и средством передачи их противоречивости.
Сложность и разнообразие предметного мира породили множество видов контраста, таких, как величинный, цветовой, светлотный, конструктивный, фактурный, контраст форм, движения и пр. Контраст возникает при сопоставлении, например, большого и маленького, как в картине В. Васнецова "Богатыри", где противопоставляются крупномасштабные фигуры богатырей и маленькие деревца первого плана. Здесь величинный контраст помог художнику выделить фигуры богатырей, выразить их силу, готовность отразить нашествие на Русскую землю, их величие и эпическую мощь.
При сопоставлении разных по светлоте, цветовому тону и насыщенности цветов возникает цветовой контраст. Контрастное цветовое сочетание получают, сопоставляя разные по светлоте цвета, например ахроматические (черный и белый), ахроматические и хроматические (черный и желтый), хроматические (фиолетовый и зеленый) '. Цветовые контрасты хорошо заметны на большом расстоянии, почему многие из них применяются для сигнализации в морском деле, на дорожных магистралях, при окраске машин и технических установок. Контрастное сочетание возникает также при сопоставлении цветов, разных по тону, например хроматических взаимно дополнительных (красного и зеленого), хроматических теплых и холодных, выступающих и отступающих (красного и синего). Теплые цвета обладают способностью приближать предмет, а холодные - отдалять его. Поэтому такие цвета назвали выступающими и отступающими. Контрастом теплых и холодных, выступающих и отступающих цветов пользуются в живописи для передачи объемности формы и освещенности, глубины пространства. В декоративно-прикладном искусстве сочетание теплого и холодного оживляет окраску поверхности, на которой небольшие вкрапления противоположного цвета создают мерцание, горение, вспыхивание отдельных частей. Сочетанием теплого и холодного можно добиться отделения узора от фона.
Нюанс. Контрастное сочетание признаков делает предмет очень заметным, но оно быстро утомляет глаза, препятствует длительному рассматриванию предмета, в силу чего в наших представлениях остается на первом плане не самое главное в предмете - содержание, а форма, внешний вид. Для характеристики предмета как целостного и гармоничного организма в его форме должны быть отмечены согласованность и соразмерность частей, их родство и подобие. В этом и заключается роль и выразительная сущность нюанса. Нюанс, как и контраст, может проявляться в форме, величине, движении, конструкции, светлоте, фактуре, цвете.
Таким образом, художественная композиция картинной плоскости и декоративная композиция, несмотря на различия, имеют ряд сходств. Это ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, контраст, нюанс. Эти сходства имеют место быть, потому что декоративная композиция является частью художественной композиции, входит в ее состав, является ее видом. Художественная композиция является общим понятием, а декоративная композиция - частным. В данной работе нас больше интересует декоративная композиция.
Еще о педагогике:
Факторы дезадаптации
Дезадаптация является многофакторным процессом. Нами был предпринят анализ ведущих факторов, определяющих возникновение, развитие формы и глубину дезадаптации. В настоящее время накоплен значительный объем информации о факторах дезадаптации подростков, требуется его обобщить и систематизировать. Де ...
Введение понятия интеграла с помощью физических моделей
После анализа достоинств и недостатков школьных учебников математики относительно темы «Интеграл», после ознакомления с некоторыми учебниками физики и, учитывая психолого-педагогические и методические основы изучения интеграла, мною была разработана методика изучения понятия интеграла с использован ...
Астрономия в сфере дополнительного образования
Пути реализации и опыт учителей. Средства преподавания астрономии. Серьёзный недостаток сегодняшней школы – нарушение принципа непрерывности естественнонаучного образования. Это приходит к тому, что учащиеся не получают необходимых естественнонаучных знаний, причём многие важные понятия начинают фо ...