Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения, грамматически правильной речи

Статьи о педагогике » Развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру » Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения, грамматически правильной речи

Страница 1

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Рассмотрим игры, направленные на умственное развитие ребенка-дошкольника. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности.

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребенок может расположить 8–10 палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины в порядке ее убывания или возрастания, назвать основные градации величины предметов по 3 измерениям (длина, ширина, высота).

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.)

Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 – 1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6–7 предметами.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, то есть средства, облегчающие процесс запоминания.

Все мы знаем, что цвета спектра легче запоминаются по первым буквам фразы "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Таким маленьким секретам можно научить и дошкольников. И помогут вам в этом игры по развитию памяти.

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление – то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Сущность осознанного отношения к формированию осанки
Сознание человека проявляется и формируется в его деятельности. Единство сознания в деятельности выражено в том, что поведение человека разумно, осмысленно и осознанно. Одно из основных качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте, - произвольность, т.е. способность владет ...

Взаимосвязь мелкой моторики и функций мозга и использование этой взаимосвязи в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста
Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие ВНД ребёнка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путём жестов – указывающих, изображающих, очерчивающих, оборонител ...

Формирование личности школьника
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. В учении и иных видах деятельности в ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru