На протяжении уже многих лет трансформаций и реформ в образовательной сфере проблема воспитания в нашей стране остается нерешенной, особенно на высоком официально-административном уровне.
Во многом это объясняется отсутствием национальной идеи, идеологии. И как следствие, стратегии развития России в важнейших сферах. Среди которых образование занимает не последнее место. В современной педагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменений, которые произошли и продолжают происходить в Российском обществе. Отражением этих изменений становится появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, направлений, особенностей, методов и других важных аспектов современного воспитания различных категорий граждан, особенно молодежи. Одной из таких проблем является гражданское воспитание, которое рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но и как реальное социально-педагогическое явление. Довольно обширные исследования все еще не привели к пониманию гражданского воспитания как целостной концепции, как качественно нового явления в педагогической науке и практике, особенно в соотношении с основными видами и направлениями воспитания, сложившихся в советский период.
Например с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и др. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность гражданско-патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных задач в отношении различных категорий современной молодежи. Главный парадокс, основное противоречие очень многих исследований, разработок, даже официальных документов, не говоря уже о различных подходах, позициях, взглядах и представлениях при всем их многообразии, заключается в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско- патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко- в ущерб и противоположность друг другу. Причем эти составляющие, особенно первая из них--гражданское воспитание, все еще не приобрели не только определенной целостности, но и должного смысла. Поэтому они нуждаются в более высокой степени научной разработки, дальнейшем развитии. Характеризуя в самом общем виде современное понимание гражданского воспитания, многие исследователи и педагоги напрочь забывают о присущем ему патриотизме. В качестве компенсации предпринимаются попытки соотнести гражданское воспитание с межнациональным, корпоративным и даже толерантным направлениями. Естественно что такие подмены не могут способствовать успешному решению проблемы вне зависимости от высоты полета фантазии и утонченности творческих изысков. В результате отвержения патриотизма или ухищрений, осуществляемых с целью его имитации, гражданское воспитание приобретает странный смысл, доходящий до абсурда. Можно, оказывается формировать, вернее, создавать все необходимые условия для становления и развития гражданина не только России, но и другого государства (которое богаче и благополучнее России), гражданина всего мира наконец. Порождением гражданского воспитания в таком варианте становится либо гражданственность, включающая максимум всевозможных прав личности, сводящая к минимуму ее обязанности перед обществом и государством, освобождающая от необходимости решать их проблемы и представляющая, таким образом формально-правовое членство в определенном социуме, либо космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной, любую привязанность к ней и выступающий в качестве антипода патриотизма.
Именно такая «гражданственность» и такое гражданское воспитание получили широкое распространение, целенаправленно культивируются и располагают большими возможностями для дальнейшего развития. Спрашивается: кому и зачем нужны такие граждане? Вариантов ответа может быть немало, но наиболее логичным и, к сожалению, наименее желательным и самым трагичным из всех возможных является следующий: родному Отечеству такие граждане, безусловно, не нужны (ровно как и оно им). Таким образом, абсолютизация гражданственности, предполагающая депатриотизацию воспитания граждан представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только для общества, но и для самой личности, высшее предназначение которой служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России.
Еще о педагогике:
Эмоциональное благополучие ребенка
Эмоциональное благополучие ребенка есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в учебном (воспитательном) учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей (позитивная Я-конценция, успешность в сфере общения и познавательной деятельности ...
Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
Опросник для учителя 1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе. 2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы). 3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недел ...
Анализ отношения учеников к учителю в зависимости от степени принятия
педагогом личности ученика
В результате обработки проективной методики “Школа зверей” были выявлены особенности эмоционального отношения младших школьников к учителю. Дети на основании результатов ЦТО (отношение учителя к ребенку) были разделены на группы принимаемые, частично принимаемые и непринимаемые. При первоначальной ...