Симметрия - греческое слово, означает "гармонию", "соразмерность". Это тоже общее свойство декоративной и художественной композиций. Представление о симметрии как выражении определенных закономерностей дает великое множество природных форм и организмов. Строение бабочки симметрично: все ее левые части равны правым и одинаково расположены относительно середины; такую же закономерность можно увидеть и в цветке, и в побеге клена. Симметрия выступает в природе в качестве статического средства замыкания формы ' в себе, соподчинения всех ее частей или средства динамического обогащения поверхностей и пространства. Симметрична фигура (или группа фигур), если части, ее составляющие, будут равными и однообразно расположенными. Равенство можно установить совмещением фигур при простом наложении или путем зеркального отражения. Одинаковое расположение фигур устанавливается тогда, когда с помощью поворотов, отражений или переносов они совмещаются сами с собой или преобразуются друг в друга. Повороты осуществляются вращением фигуры вокруг линии, называемой осью симметрии. Отражения предполагают повороты в так называемой плоскости симметрии, делящей фигуру (или группу фигур) на зеркально равные части. Переносы производят с помощью отражений и поворотов вдоль прямой линии, называемой осью переноса.
Повороты, отражения и переносы помогают преобразовать фигуру в симметричную группу. Каждая симметричная фигура (или группа фигур) обладает одним или несколькими элементами симметрии: осью симметрии, плоскостью симметрии или осью переноса. Они, равным повтором группируя фигуры, воссоздают движение и придают ему тот или иной характер: ось симметрии создает последовательное вращательное движение, плоскость симметрии - возвратное прямолинейное движение, ось переноса - прямолинейное движение. Ось симметрии и плоскость симметрии замыкают движение в фигуре (или в группе фигур), подчеркивая ее целостность и самостоятельность. Симметрия вращения и симметрия отражения, придающие фигуре (или группе фигур) равновесие и покой, обычно применяются в оформлении статичного предмета (здание, ваза). Ось переноса, напротив, развертывает движение в двух направлениях, что сообщает форме предмета динамику. Симметрия переноса применяется при оформлении предметов движущихся или имеющих отношение к движению (решетки мостов, стены и полы коридоров и проходов в метро и пр.).
Асимметрия. Если в предмете (или фигуре) отсутствуют элементы симметрии, то их называют асимметричными. Асимметрия всегда придает пластической форме динамику и выявляет ее потенциальную способность к движению. Поэтому принципы асимметрии лежат в основе изображения предметов движущихся или имеющих какое-то отношение к движению либо предметов, в которых надо выразить внутреннюю энергию, жизнь. Скрытые "динамичные" возможности данного композиционного средства объясняются тем, что возникающее в асимметричной фигуре сильное движение не может замкнуться в себе - оно перетекает на соседние предметы и среду. Получая в них логическое продолжение, оно замыкается и делает фигуру устойчивой, эстетически привлекательной. В этом случае асимметрия рассматривается как промежуточная фаза, как переход от одного вида симметрии к другому.
Равновесие. Глаз человека воспринимает предмет (или группу предметов) в натуре и изображении целостно, то есть прежде всего его массу, положение в пространстве, взаимодействие масс нескольких предметов. При таком целостном восприятии реального предмета и его изображения возникает явственное ощущение зрительного веса массы: предмет кажется легким или тяжелым. Легким воспринимается предмет небольшого размера с сильно изрезанными контурами и светлоокрашенными поверхностями; тяжелым кажется предмет большого размера с упрощенными контурами и темноокрашенными поверхностями. Если часть рисунка выполнена светлыми красками и кажется легкой, а другая выполнена красками темных и насыщенных цветов и дает ощущение тяжести, то обе части рисунка образуют неустойчивую композицию, ибо тяжелый компонент будет "перевешивать" легкий; все изображение в целом теряет компактность, цельность и устойчивость. Неустойчивая фигура (или группа фигур) оценивается нами как нежизненная, недолговечная, некрасивая.
В изобразительном искусстве равновесие равнозначно понятию "зрительная устойчивость пластической формы", устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса всех ее слагаемых. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия, как, например, в ковровой орнаментации. Иной вид равновесия дает определенное сочетание и размещение "легких" и "тяжелых" фигур, больших и малых интервалов, как, например, в картине В.М. Васнецова "Богатыри", где светлые фигуры, проникая в темные, облегчают их, а темные соответственно утяжеляют "легкие". Жизненность и красота предмета или рисунка в большой степени зависят от равновесия.
Еще о педагогике:
Двигательная активность как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека
Народная мудрость гласит: «Движение – это жизнь!» и в этих словах заложен весь смысл физического воспитания детей. В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественн ...
Результаты анкетирования родителей и педагогов
На III этапе исследования мы провели анкетирование родителей и педагогов. Анкетирование родителей Цель исследования: выяснить, какие пути и средства используют родители в семье для объяснения детям устаревшей лексики. Контингент: для реализации поставленной цели мы провели анкетирование 20 родителе ...
Педагогические условия развития мышления посредством игровых занимательных
задач у детей шестого года жизни
Целью формирующей работы является развитие мышление у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. Задачи: 1. Разработать систему игр и упражнений по развитию мышления у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. 2. Определить эффективные педагогические у ...