Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Статьи о педагогике » Приемы работы над заголовком текста в начальной школе » Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Страница 4

Ну и домик! ( ) Знаете вы, что за домик? Интересно узнать?

Этот заголовок вызывает у нас интерес.

А на картинке мы видим, что за домик?

Ёжику лучше в лесу.

Что можно узнать из этого заголовка? (что ежику лучше жить в лесу, а не дома) Почему?

Вы высказали своё мнение, дали свою оценку. Что отражает этот заголовок?

Основную мысль.

«Как Алеша ёжика искал». Что еще можно узнать? (о том, что Алеша искал ёжика).

А что ещё? А можем ли мы узнать тип текста? (да, потому что рассказывается, как Алеша ёжика искал, этот заголовок отвечает на вопрос «Как это было?». А это главный вопрос текста-повествования).

Вывод: Значит, заглавие может отражать тип речи.

4. По ходу работы получилась таблица, и были выставлены сюжетные картинки.

О ёжике.

Алеша и ёжик.

Находчивый ёжик.

Тема

Главные герои

Характеристика героя

картинка №1

Ёжик пропал.

Куда пропал ёжик?

Событие

Вопрос, характеризующий

проблему

картинка №2

Ну и домик!

Ёжику лучше в лесу.

Как Алеша ежика искал.

Интерес.

Основная мысль

Тип речи

картинка №3

Обратите внимание. Сколько картинок я подобрала?

(3, значит, действия совершаются в определенной временной последовательности)

Попробуем назвать эти действия:

Сначала жил или был,

Потом пропал,

Затем искал, и, наконец, нашел.

Вывод: Вот как много нам может рассказать заголовок о тексте, ещё до чтения. Нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово.

Ребята, вы молодцы! Много рассказали о том, что будет в тексте. Захотелось вам его прочитать и узнать правильно ли вы предположили? (Да)

Но сначала мы попытаемся сами составить текст по серии сюжетных картинок.

4. Составление текста – повествования по серии сюжетных картинок в парах.

Можно ли составить по этим картинкам текст? (Да)

Вспомним признаки текста.

Текст состоит из предложений связанных по смыслу.

Текст имеет свои особенности построения: предложения располагаются в строгой последовательности.

Текст имеет части: начало, основная часть, концовка; может быть, заглавие.

Составляется с учетом адресата.

Попробуйте составить текст по сюжетным картинкам в парах, не забывая про признаки текста. Слушаем одну- две пары.

Как вы думаете, получился у вас текст?

Как думают ребята?

Чего не хватает в вашем тексте? (заглавия) Одна из пар забыла про заголовок.

Какое заглавие вы выбрали?

Оценивание учителя.

5. Работа с деформированным текстом – повествования.

(На доске и у учеников 3 части текста про ёжика).

У вас на каждом листочке написана часть текста. Прочитайте их.

Что можно сказать об этих частях? (они подходят к нашим картинкам, это части одного текста)

Какое задание можно предложить? (часть текста соотнести с нужной картинкой, составить текст)

Посовещайтесь в парах и разложите части в нужной последовательности.

1 пара у доски.

Прочитайте. Что получили? (текст)

Докажите.

Вот мы и прочитали текст. Скажите, верные предположения у нас были, когда мы прочитали только заголовки?

Как вы думаете, какой заголовок лучше? (пытаются выбрать лучший)

Каждый заголовок хорош! Главное уметь его обосновать.

Урок 3

Тема: Осознание текста произведения через работу с заголовком текста.

Произведение для анализа: Ирина Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»

Главная дидактическая цель: формирование навыков осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом.

Цели урока:

Познавательный аспект:

формирование общеучебного умения осознанного, правильного чтения сказки;

формирование практических действий с учебным материалом.

Развивающий аспект:

развитие речи учащихся;

формирование действий контроля и самооценки;

развитие умения высказывать свою позицию, аргументировать свое мнение.

Воспитательный аспект:

воспитание внимательного отношения к мнению одноклассников, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов при изучении психологии в ВУЗе
В соответствии с принципом системности обучения работу преподавателя над созданием опорного конспекта можно разделить на три этапа: 1) этап обобщения; 2) этап укрупнения; 3) этап фиксирования созданной структуры содержания. На первом этапе происходит осмысление содержания преподаваемого материала: ...

Роль векторного пространства в формировании пространственного мышления учащихся основной школы
Ряд зарубежных психологов во главе с известным психологом Ж. Пиаже считают, что процесс умственного развития является самостоятельным и независимым от обучения, он имеет свои собственные внутренние закономерности. Обучение может лишь задерживать или ускорять сроки появления у ребёнка соответствующи ...

Типичные методические ошибки учителя при работе с текстовыми задачами
Ошибка 1. Пропуск этапа анализа условия задачи. «Прочитайте условие задачи. Кто пойдет к доске?» – такое часто можно видеть на уроке. И сразу начинается оформление решения. Этап анализа отсутствует и в некоторых учебниках, и в решебниках. Учителя не всегда сами понимают, зачем нужно проводить этот ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru