1. Внимательно прочитать его, определить тему.
2. Определить основную мысль.
3. Выбрать тему или основную мысль в качестве заголовка.
4. Подумать, как озаглавить кратко.
Физкультминутка
VI. Составление плана к тексту упражнения
- Вы уже умеете составлять план текста, разделённого на части. Что для этого нужно? (Прочитать каждую часть, выделить её основную мысль и озаглавить этот пункт плана.)
- Сколько частей в этом тексте?
- Прочитайте первую часть текста. О чём в ней говорится? Какова основная мысль этой части? (К учителю пришли помощники.)
- Прочитайте вторую часть. О чем в ней говорится? Что главное? (Мальчики работали по-разному: один хорошо, а другой ленился). Как вы озаглавите этот пункт плана?
- Прочитайте третью часть. Что главное? (Учитель каждого оценил по его работе.)
Примерный план
1. К учителю пришли помощники.
2. Мальчики трудились по-разному.
3. По работе и плата.
Физкультминутка
VII. Запись в тетрадь краткого содержания каждой части по плану. (Учитель обращает внимание на знаки препинания в предложениях с прямой речью.)
VIII. Проверка, редактирование текста.
IX. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что узнали нового?
- Что значит - озаглавить текст?
- Зачем нужен заголовок?
УРОК 2
Тема: Работа над деформированным текстом-повествования. Виды заголовков.
Цель урока: формирование умений составлять текст-повествование, задавать заголовки к тексту
Задачи урока:
предметно-информационные:
формируем первоначальные знания о тексте-повествовании: главный вопрос к тексту «Как это было?», действия совершаются во временной последовательности; виды заголовков.
деятельностно-коммуникативные:
учимся работать с разными источниками информации: виды заголовков, серия сюжетных картинок, текст;
развиваем умение преобразовывать деформированный текст, выстраивая события в логической последовательности; умение думать до чтения текста по заголовкам и иллюстрациям.
мотивируем деятельность учащихся на объяснение смысла заголовков до знакомства с текстом;
совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность и одноклассников;
ценностно-ориентационные:
воспитываем качества личности: умение работать в паре, умение слушать и слышать собеседника; адекватно отвечать на вопросы, умение делать осознанный выбор.
Оборудование:
деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал»;
серия сюжетных картинок по тексту;
сигнальные карточки.
Деятельность обучающихся:
Учебная деятельность (в соответствии с её структурой), содержание которой определяется темой и задачами конкретного урока: анализ заголовков, составление текста по сюжетным картинкам и из деформированного текста.
Ожидаемый результат: создание текста-повествования по серии сюжетных картинок и из деформированного текста; объяснение роли заголовков.
Учебный материал: деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал».
Как Алеша ежика искал.
У Алеши был ежик. Он жил в комнате.
Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнул он сапог, а из сапога ёж вывалился.
Ну и домик облюбовал себе ёжик!
Ход урока
1. Сообщение темы урока. Мотивация.
Сегодня мы будем учиться (учить себя) составлять текст (в скобках приведены примерные ответы детей).
Узнаем, о чем нам может рассказать заглавие.
Как вы думаете, это важное умение составлять текст? Почему?
2. Работа над заголовком текста до чтения
Что такое заглавие
Прочитайте заголовки к одному тексту.
Что о тексте из них вы можете узнать?
О ёжике.
Алеша и ёжик.
Находчивый ёжик.
Ёжик пропал.
Куда пропал ёжик?
Ну и домик!
Ёжику лучше в лесу.
Как Алеша ёжика искал.
(Мы можем узнать, что этот текст о ёжике)
Значит, что отражает этот заголовок? (тему)
Что ещё мы узнали? (главных героев текста, в тексте будет рассказываться об Алеше и ёжике)
Что отражает этот заголовок? (название главных героев)
Следующий заголовок. Что из него можно узнать?
(ежик был находчивый, что-то нашел)
Мы узнаем, какой ежик был, его характеристику.
Ёжик пропал.
Произошло что? Какое-то событие.
Этот заголовок отражает событие.
И соответственно возникает вопрос. Куда пропал ёжик?
Этот заголовок отражает Вопрос, характеризующий проблему.
Еще о педагогике:
Понятие декоративного искусства и его видов
Декоративное искусство - один из видов пластических искусств. Оно включает монументально-декоративное искусство экстерьера (витражи, мозаики) и интерьера (станковая живопись). Также существует оформительское декоративное искусство (промышленная графика, афиша) и декоративно-прикладное искусство. Де ...
Педагогические условия развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: 1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников. 2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников. Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способст ...
Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными. Предварительный контроль Некоторые учителя осуществляют предварительн ...