Дети с низким уровнем умений затрудняются по заголовку предположить содержание непрочитанного текста, не могут составить вопросы. Это говорит об отсутствии у этих детей читательского опыта. Дети не умеют разбивать текст на смысловые фрагменты, затрудняются озаглавить их и дать собственный заголовок к тексту. Не выделяют, что несет в себе заголовок – идею или тему текста.
В ходе исследования мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1 и рис.1.
Таблица 1. Уровни развития младших школьников умений воспринимать и осмысливать заголовок текста
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
33% |
27% |
40% |
Рисунок 1. Уровни развития умений воспринимать и осмысливать заголовок текста
На основе проведенного эксперимента мы можем сделать вывод о недостаточном уровне развития у младших школьников умений воспринимать и осмысливать заголовок текста. Только 33% детей (5 человек) показали высокий уровень развития умений, остальные – средний (27%, 4 человека) и низкий уровень (40%, 6 человек). Это говорит о необходимости проводить целенаправленную работу по формированию у школьников данного класса умений работать с заголовком художественного текста.
В качестве формирующего эксперимента нами были проведены три урока. На уроках чтения дети получили представление о заголовке текста, видах заголовков, научились озаглавливать части текста, давать собственные заголовки и выбирать из предложенных, выделять тему и основную идею текста, ориентируясь на заголовок.
Урок 1.
Тема: Заголовок текста. План текста
Цели: учащиеся получают представление о заголовке как о кратко сформулированной теме или основной мысли текста; учащиеся развивают умение озаглавливать текст с опорой на тему и основную мысль; составляют план текста, разделённого на части.
Ход урока I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Заслушиваются рассказы учащихся на тему «Друзья».
2. Анализ составленных текстов. Устное редактирование.
3. Вывод: текст должен соответствовать заданной теме. Тему нужно раскрывать полно. В тексте не должно быть лишних предложений, не соответствующих теме, без которых можно обойтись.
III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы учимся подбирать заголовки к тексту, составлять план.
- Почему рассказу нужен заголовок?
- Что это значит - озаглавить текст? На эти вопросы ищем ответ на уроке.
IV. Работа с текстом. Формирование понятия «заголовок текста» (упр. 106, с. 57. Учебник по русскому языку для учащихся 4 класса четырехлетней начальной школы. Составитель: Рамзаева Т.Г.).
- Можете ли вы сразу дать заголовок тексту?
- Почему? Что для этого необходимо?
- Прочитайте текст. Определите тему текста. (Как мальчики помогали старому учителю.)
- Какова его основная мысль? (Каждый получил то, что заслужил своей работой.)
- Должен ли заголовок быть связанным с темой и основной мыслью текста? Обоснуйте ответ.
- Что, на ваш взгляд, удобнее - длинный или краткий заголовок? Почему?
- Прочитайте правило о заголовке текста на с. 57.
- Встречали ли вы в роли заголовков пословицы или поговорки? Приведите примеры.
- Такое встречается довольно часто, так как пословицы или поговорки кратко, но точно и мудро выражают мысли народа.
Заголовок может быть не только повествовательным, но и вопросительным, побудительным предложением.
- Вернёмся к тексту. Попробуйте придумать заголовок, отражающий тему или основную мысль, но кратко.
(Варианты: Как мальчики помогали учителю. Помощники. Два помощника. Каждому — по заслугам. и т. д.)
- Прочитайте пословицы, записанные на доске. Можно ли использовать их в качестве заголовка к этому тексту? Почему? Объясните, как вы поняли смысл этих пословиц.
По заслугам и честь.
По заслугам и молодца жалуют.
По заслуге и плата. (По работе и плата.)
Кто любит труд, того люди чтут.
Каковы дела, такова и слава.
Каков работник, такова ему и плата.
V. Вывод: чтобы озаглавить текст необходимо:
Еще о педагогике:
Отбор диагностических методик
Как уже отмечалось нами, формирование образа «Я» через идентификацию порождает определенный механизм выделения себя, дистанциирование от других, что проявляется в своеобразии мышления (ментальности), в социальных представлениях, ценностно-смысловой сфере; мотивационной сфере; направленности, жизнен ...
Планирование как основа организации физкультурно-оздоровительной работы
Планирование физического воспитания – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. Прежде, чем приступать к планированию, н ...
Различные методы изучения приложений интеграла в физике
Авторы различных учебников по–разному выводят формулы при изучении приложений интеграла. Рассмотрим несколько различных методов получения (вывода) формул.I. Составление интегральных сумм.Масса стержня переменной плотности.Будем считать, что отрезок [a; b] оси Ох имеет массу с переменной линейной пл ...