Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Статьи о педагогике » Приемы работы над заголовком текста в начальной школе » Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку

Страница 2

Дети с низким уровнем умений затрудняются по заголовку предположить содержание непрочитанного текста, не могут составить вопросы. Это говорит об отсутствии у этих детей читательского опыта. Дети не умеют разбивать текст на смысловые фрагменты, затрудняются озаглавить их и дать собственный заголовок к тексту. Не выделяют, что несет в себе заголовок – идею или тему текста.

В ходе исследования мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1 и рис.1.

Таблица 1. Уровни развития младших школьников умений воспринимать и осмысливать заголовок текста

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

33%

27%

40%

Рисунок 1. Уровни развития умений воспринимать и осмысливать заголовок текста

На основе проведенного эксперимента мы можем сделать вывод о недостаточном уровне развития у младших школьников умений воспринимать и осмысливать заголовок текста. Только 33% детей (5 человек) показали высокий уровень развития умений, остальные – средний (27%, 4 человека) и низкий уровень (40%, 6 человек). Это говорит о необходимости проводить целенаправленную работу по формированию у школьников данного класса умений работать с заголовком художественного текста.

В качестве формирующего эксперимента нами были проведены три урока. На уроках чтения дети получили представление о заголовке текста, видах заголовков, научились озаглавливать части текста, давать собственные заголовки и выбирать из предложенных, выделять тему и основную идею текста, ориентируясь на заголовок.

Урок 1.

Тема: Заголовок текста. План текста

Цели: учащиеся получают представление о заголовке как о кратко сформулированной теме или основной мысли текста; учащиеся развивают умение озаглавливать текст с опорой на тему и основную мысль; составляют план текста, разделённого на части.

Ход урока I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Заслушиваются рассказы учащихся на тему «Друзья».

2. Анализ составленных текстов. Устное редактирование.

3. Вывод: текст должен соответствовать заданной теме. Тему нужно раскрывать полно. В тексте не должно быть лишних предложений, не соответствующих теме, без которых можно обойтись.

III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы учимся подбирать заголовки к тексту, составлять план.

- Почему рассказу нужен заголовок?

- Что это значит - озаглавить текст? На эти вопросы ищем ответ на уроке.

IV. Работа с текстом. Формирование понятия «заголовок текста» (упр. 106, с. 57. Учебник по русскому языку для учащихся 4 класса четырехлетней начальной школы. Составитель: Рамзаева Т.Г.).

- Можете ли вы сразу дать заголовок тексту?

- Почему? Что для этого необходимо?

- Прочитайте текст. Определите тему текста. (Как мальчики помогали старому учителю.)

- Какова его основная мысль? (Каждый получил то, что заслужил своей работой.)

- Должен ли заголовок быть связанным с темой и основной мыслью текста? Обоснуйте ответ.

- Что, на ваш взгляд, удобнее - длинный или краткий заголовок? Почему?

- Прочитайте правило о заголовке текста на с. 57.

- Встречали ли вы в роли заголовков пословицы или поговорки? Приведите примеры.

- Такое встречается довольно часто, так как пословицы или поговорки кратко, но точно и мудро выражают мысли народа.

Заголовок может быть не только повествовательным, но и вопросительным, побудительным предложением.

- Вернёмся к тексту. Попробуйте придумать заголовок, отражающий тему или основную мысль, но кратко.

(Варианты: Как мальчики помогали учителю. Помощники. Два помощника. Каждому — по заслугам. и т. д.)

- Прочитайте пословицы, записанные на доске. Можно ли использовать их в качестве заголовка к этому тексту? Почему? Объясните, как вы поняли смысл этих пословиц.

По заслугам и честь.

По заслугам и молодца жалуют.

По заслуге и плата. (По работе и плата.)

Кто любит труд, того люди чтут.

Каковы дела, такова и слава.

Каков работник, такова ему и плата.

V. Вывод: чтобы озаглавить текст необходимо:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Симптоматика дисграфий
Симптомами дисграфии следует считать стойкие повторяющиеся ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием и неумением применять орфографические правила. Исследователи по-разному группируют дисграфические ошибки. Р.И. Лалаева соотносит ошибки с определенным видо ...

Педагогические требования к построению пространства кабинета информатики
Помимо организационных требований кабинет информатики предъявляет и педагогические требования к построению пространства кабинета. Согласно, учебные помещения должны включать: рабочую зону, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств ...

Контрольно-диагностическая деятельность районного управления образования
Применению верных научно-обоснованных решений помогает педагогическая диагностика. Проведение педагогической диагностики требует разработки диагностических программ исследований, сбора, обработки и анализа педагогической информации по изучаемому вопросу, для выявления его состояния, выработки вывод ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru