– Смогли вы договориться в группе?– Что было для вас полезным на уроке?– Чему вы учились на уроке?– Дайте оценку Его Величеству Уроку. Получился ли урок таким, каким мы хотели? Почему? – Всем большое спасибо за работу.
Для контрольного эксперимента нами были выбраны подобные произведения, тех же авторов: басня Крылова «Стрекоза и муравей» и рассказ Н.Носова «Живая шляпа». Задавались те же вопросы, что и на первом этапе исследования. Результаты исследования приведены в Приложении 5 Таблицы 4-6 и протоколы 3,4.
На основе полученных данных сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Таблица 2. Уровни развития младших школьников умений воспринимать и осмысливать заголовок текста
эксперимент |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
констатирующий |
33% |
27% |
40% |
контрольный |
53% |
27% |
20% |
Рисунок 2.Динамика развития умений воспринимать и осмысливать заголовок текста
Результаты показали значительный рост умений воспринимать и осмысливать текст заголовка: низкий уровень остался только у 20% детей (3 ребенка), средний уровень показали столько же детей (27% или 4 ребенка) и высокий уровень повысился с 33 до 53%.
Вывод по 2 главе
Во втором классе «Б» школы №76 нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов, направленный на выявление состояния развития умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста произведения.
На констатирующем этапе нами были выдвинуты критерии исследования, разработаны инструменты диагностики, подобраны произведения для исследования.
По результатам тестирования были выделены три уровня сформированности умений воспринимать и осмысливать заголовок текста. Основная масса детей показала средний и низкий уровень. Результаты констатирующего этапа показали, что у детей этого класса в недостаточной мере развиты умения предвосхищать содержание произведения по заголовку, составлять вопросы к заголовку, озаглавливать фрагменты текста, определять основную идею или тему произведения.
Целью формирующего этапа эксперимента было разработать и внедрить уроки, направленные на развитие опыта осмысления текста через восприятие и анализ его заголовка.
Контрольный этап эксперимента показал, что три проведенные нами урока, на которых дети учились анализировать и осмысливать заголовки произведений, позволили улучшить качество понимания текста у младших школьников.
Результаты контрольного этапа исследования показали значительный рост по всем диагностируемым нами умениям. Проведенный нами эксперимент показал, что умения воспринимать и осмысливать заголовок текста имеют большое значение для понимания учащимися текста произведения.
В работе были рассмотрены методические приемы работы с заголовком текста в начальной школе, охарактеризованы особенности понимания текста через осознание заголовка.
В результате проведенного исследования были получены данные, подтверждающие существование связи между уровнем развития умений воспринимать и осмысливать заголовок текста и пониманием текста художественного произведения младшими школьниками.
Поставленные задачи были выполнены, цель работы достигнута. Основным в структуре чтения является понимание прочитанного. Оно влияет на успешность овладения ребенком учебным материалом, на его усвоение. Одним из основных элементов, помогающих осознанию текста, является заголовок.
Будучи сильной позицией текста, заголовок является первым знаком художественного произведения, который стоит над и перед основным текстом и берет на себя основную нагрузку выдвижения на первый план важнейших смыслов текста, выполняя тематизирующую, символизирующую, и оценочную функции.
Мысленная обработка, анализ заголовка – первый шаг к усвоению идеи автора. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы и гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая над заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел. Именно поэтому существует необходимость обучения младших школьников работе с заголовком художественного произведения.
Еще о педагогике:
Методические аспекты развития пространственного
мышления как элемента образного
Рассмотрим, какие подходы предлагают для развития пространственного мышления в средней школе и выясним возможности их использования. А. Пардала выделяет такие основные типы упражнений, дидактическим назначением которых является формирование и развитие пространственных представлений учащихся: матема ...
Особенности организации эстетического воспитания в условиях ДОУ
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также ис ...
Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное
обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная
проблема"
Проблемное обучение не является абсолютно новой дидактической системой. Опытными педагогами всегда использовались элементы творческого поиска обучающихся при овладении разными отраслями знаний. Разработка идей проблемного обучения в конце прошлого века стала реакция на "пассивные" методы ...