Наряду с абонементными формами занятий со школьниками различных возрастных категорий (с 1 по 11 классы), включающими элементы театрализации, викторину с вручением призов победителям, знакомство с различными музейными экспозициями, музейными терминами, понятиями, игровые экскурсии для дошкольников, младших школьников («Здравствуй, музей!», «Звездные сказки»), учащихся 5-6 классов («Человек и Космос», «В гости к Главному Конструктору») существуют такие формы работы со школьниками, как бенефисы одного экспоната, на эти встречи приглашаются разработчики ракетно-космической техники, космонавты, ученые (бенефисы автоматических станций «Луноход-1» «Марс-3», «Венера-4»). Музей космонавтики начинает развивать еще одну форму работы детьми; направленную на систематическое изучение экспозиций научно-технических музеев и в частности по истории космонавтики.
Одна из московских школ, много лет сотрудничающая с авиационно-технологическим вузом им, К.Э. Циолковского, ввела в сетку расписания для начальной школы экспериментальный учебный курс по музейной педагогике, уроки проводит сотрудник музея. Предполагается аналогичная деятельность и в старших классах. Большой блок отводится изучению истории отечественной космонавтики, естественно, знакомству с музейными экспозициями в этой области. Занятия проходят 1 раз в неделю на базе школы и предусматриваются выходы в музеи на игровые, экскурсий.
Мы считаем важным нововведение, чтобы занятия по астрономии проводились не только в кабинетах, но и на природе, под бесконечным небом. Особое место среди музеев занимают детские. Они менее всего походят на традиционное музейное учреждение. Основной функцией такого музея Основной функцией такого музея является образовательная, но формы его деятельности на копируют работу «взрослых» музеев. Основные принципы музея: наглядность, интерактивность, максимальная занимательность. Примерами таких музеев могут служить ДАК и детская обсерватория (ВДЦ ''Орлёнок''), музей космонавтики и астрономии в г. Рязани (школа №16). Таким образом, ребята приобщаются культуре, развивается интерес к космонавтике, укрепляется национальное самосознание. Создание детских музеев, где каждый является активным участником СО-Бытий, а не пассивным слушателем, является полезным инновационным достижением последних лет.
Известно, что эмоциональный настрой человека влияет на его мышление, на качество восприятия, память. Чем долее эстетически развит человек, тем лучше он ощущает красоту окружающего мира. Эстетическое восприятие возможно лишь при соответствующем воспитании, а оно немыслимо без искусства и литературы. Направления в эстетическом воспитании учащихся при изучении астрономии и физики рассматривает в своих работах Ю.А. Королёв, это:
использование произведений искусства (следует помнить, что прямое иллюстрирование не очень эффективно для глубокого развития чувств ребят, но использование такого материала показывает взаимосвязь науки и искусства, приобщает к миру прекрасного; целостность развития растущего Человека зависит и от школы , и от средств музейной педагогики);
обращение к историческому материалу по астрономии, физике и смежным дисциплинам также содействует целостному воспитанию учащихся, развивая творческость и эмоциональность.
Такой материал позволяет увидеть отношение к музыке, живописи, театру, литературе крупнейших ученых мира, и самое важное, проследить неразрывность их деятельности с Гармонией-Природой. В поиске примеров для ребят учителям, как мы считаем, могут быть полезны журналы «Физика в школе», «Свет» и, главное, «Делфис», а также сборники афоризмов и изречений. В первом, соответственно, ищущие смогут открыть богатейшую копилку изречений великих учёных о ценности физики и астрономии, знаний вообще, важности опыта, доступности преподавания предметов, формировании мировоззрения и творческого мышления учеников. Приведём некоторые из них: «Отчётливое понимание этого экспериментального характера физических законов имеет важное значение: оно делает из физики науку о природе, а не систему умозрительных построений. Л.С. Ландсберг»; «Мы… не можем удовлетворительно отобразить в школьном курсе физики фактического содержания основ этой науки на сегодняшний день. Но мы можем и должны научить школьника думать по современному в области физики. Этой реальной цели и должен быть подчинён отбор материала для школьного преподавания. В.А. Фабрикант».
Еще о педагогике:
Моторная алалия
Это наиболее стойкое речевое недоразвитие, наблюдаемое в случаях, когда имеет место поражение или недоразвитие речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (после 2,5-3 лет) начало речи, медленное пополнение словарного запаса, активное пользование в речи мимикой и жестами. В ш ...
Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном
учреждении
Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не способны понять значение многих слов и выражений, поэтому здесь требуется помощь взрослых. Для того ч ...
Концептуальные подходы к организации воспитательной работы в шестой
школьный день
Сегодня одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования, является организация воспитательной работы в шестой школьный день. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего об ...