Астрономия в сфере дополнительного образования

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Астрономия в сфере дополнительного образования

Страница 2

Углубленное изучение курса астрономии, общей практической астрофизики;

Привлечение учащихся к работе в серьёзных научных программах.

Для углублённого изучения астрономии разработаны программы факультативных курсов: «Мироведение» (8-й кл.); и «физика космоса» (10-й кл.). Факультативный курс «Основы космонавтики» (9-10 кл.) предполагает синтетичное использование знаний из физики, химии, биологии и других наук. Одной из ведущих идей факультатива является раскрытие роли космонавтики в современном мире, обоснование необходимости мирного использования космоса для практических нужд всего человечества и патриотическое воспитание россиян, тем более, что к концу 20 века наметился кризис в приоритетной для России авиакосмической промышленности, связанный с резким сокращением и невосполнением специалистов, формирующих в итоге космическую политику страны.

Основная задача факультатива «физика космоса» - показ применимости физических законов, открытых на земле, для объяснения явлений, происходящих в космосе, пространственно-временные масштабы которых значительно превышают земные. Это обусловливает важную роль в процессе формирования диалектико-материалистического мировоззрения.

Синергетический принцип современного построения факультатива может объединить ряд казалось бы несхожих наук. Так, программа занятий по астрономии в кружке А.К. Муртазова и подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам разного уровня опирается на базовые курсы физики, математики, химии, биологии, истории и литературы. К примеру, изучение созвездий, происхождения названий их и составляющих их звёзд предполагает наличие определённых знаний истории человечества, его литературного и культурного наследия. Помимо изучаемых в школьном курсе астрономии за 11 класс вопросов члены астрофизического объединения могут более подробно узнать о: задаче 2-х тел; назначении, орбитах и динамике движения искусственных космических тел, характеристике и происхождении космического эл.-м. излучения; различных видах телескопов; измерении поляризации излучения небесных тел; методах измерения космических лучей, понятии внеатмосферной астрономии; активных методах изучения небесных тел: радиолокационном, лазерном, контактном, глубоких закономерностях планетной системы, космогенезисе Вселенной, скрытой массе в галактиках, о галактиках с открытыми ядрами; астрологии и астрономии, основах существования и устойчивости Земной жизни.

Это далеко не полный список изучаемых проблем. Обязательными, естественно, в работе кружков и факультативов являются и практические работы по астрономии, накапливающие огромный исследовательский опыт. Они же занимают основное место в развитии межпредметных связей с другими науками. Это могут быть тематические наблюдения:

1) исследование метеорных потоков, 2) изучение звёзд и созвездий, 3)исследование Солнечной активности, определение чисел Вольфа, 4) покрытие звёзд и планет Луной, определение Тобращения Луны вокруг Земли, 5) определение высоты гор на Луне, 6) наблюдения редких небесных явлений, затмения Солнца и Луны, 7) фотографические работы, получение фотографий суточного вращения звёздного неба, отдельных созвездий, картин восхода и захода Солнца, 8) телескопические наблюдения, объекты ''голубого'' неба; шаровые и рассеянные звёздные скопления, Плеяды, туманность Андромеды.

Для ребят, интересующихся астрофизикой, можно провести следующие работы:

изучение фотометрических свойств поверхностей астероидов,

визуальные и фотографические наблюдения активных зон на Луне,

определение звёздных величин методом фотографической фотометрии.

Особенность внеклассной работы по астрономии – зависимость проведения серии наблюдений от погодных условий. Также необходима работа по организации и подготовке тематических вечеров в школе, клубе, выпуску газет, участию в конкурсах, олимпиадах, деятельности научного общества учащихся (НОУ), семинарах и конференциях. «Проблемы, выносимые на круглые столы или теоретические семинары, действующие, например, 1 раз в месяц, могут быть следующими:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще о педагогике:

Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения, грамматически правильной речи
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать ...

Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач
Мышление – одно из высших психических проявлений; процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Термин охватывает различные виды деятельности (т ...

Методика коррекции фонематической дислексии
А. Развитие языкового анализа и синтеза При устранении фонематической дислексии, с учётом механизмов этого нарушения, проводится систематическая работа по развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях: развитие анализа предложений на слова; развитие слогового анализа и синтеза; форм ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru