Обзор технологии индивидуального подхода в обучении

Статьи о педагогике » Индивидуальный подход в преподавании современной биологии » Обзор технологии индивидуального подхода в обучении

Страница 11

Система стилей связана с обобщением и преобразованием информации, получаемой от когнитивной и аффективной систем. Кроме этого, система стилей отвечает за выбор соответствующих способов обработки информации. Система ценностей также обобщает информацию, но не для выбора способа действия, а для того, чтобы выделить цели и определить возможности и пути их достижения. Системы стилей и ценностей, как и когнитивная и аффективная системы, связаны с переработкой информации, но уровень обобщения, обеспечиваемый этими системами, более высокий: они интегрируют информацию на уровне целостной индивидуальности.

РИС. 1. Структура психологических свойств, предложенная ройсом

В каждую из этих шести систем включены подсистемы или системы более низкого уровня. На рисунке они обозначены в каждом блоке под чертой. Так, когнитивная система объединяет в себе системы восприятия, понятийного мышления и символического мышления, которые в свою очередь являются более высоким уровнем для более частных систем.

Например, понятийное мышление является более высоким уровнем для вербального и логического мышления, восприятие - для системы зрительно-пространственных способностей и памяти. Эти подсистемы тоже представляют собой более высокий уровень для еще более частных подсистем, например, логическое мышление определяется индуктивным и дедуктивным мышлением. В целом каждая из шести систем включает в себя три уровня подсистем. Для примера, представляем подсистемы когнитивной системы (рис. 2).

Соотношение свойств в многофакторной системе образует «профиль индивидуальности». Профиль индивидуальности является изменяющейся во времени характеристикой, поскольку в процессе жизни человека в результате развития и обучения изменяются и сами свойства, образующие основные системы, и соотношение между этими свойствами (например, могут возникать новые связи и внутри каждого иерархического уровня и между разными уровнями). Кроме того, под влиянием требований внешних условий разные свойства могут выполнять разные функции: поскольку не может быть такого профиля индивидуальности, который идеально отвечал бы всем возможным жизненным ситуациям, одни психологические свойства могут компенсировать недостатки других и, таким образом, способствовать тому, чтобы разные профили индивидуальности были адекватны в самых разных ситуациях.

Подводя итоги, можно сказать следующее: l) общей чертой всех свойств, входящих в многофакторную систему является то, что они связаны с обработкой информации; 2) многофакторная система представляет собой иерархию систем, каждая из которых обладает своей спецификой в процессе обработки информации; 3) каждая система, входящая в многофакторную систему, сама имеет иерархическое строение; 4) каждый уровень многофакторной системы имеет разное адаптивное значение в эволюционном смысле (чем ниже уровень, тем в большей степени обусловлены генотипом свойства, входящие в системы этого уровня);

РИС. 2. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОГНИТИВНОЙ СИСТЕМЫ

Страницы: 6 7 8 9 10 11 

Еще о педагогике:

Контрольно-диагностическая деятельность районного управления образования
Применению верных научно-обоснованных решений помогает педагогическая диагностика. Проведение педагогической диагностики требует разработки диагностических программ исследований, сбора, обработки и анализа педагогической информации по изучаемому вопросу, для выявления его состояния, выработки вывод ...

Зарисовки и наброски в педагогическом рисовании
В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает дох работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами таких педагогических ...

Специфика системы взаимоотношений “учитель – ученик”
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Как подчеркивает Д. Б. Эльконин, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительность. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: “ребенок – взрослый” и “ ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru