Анализ содержания школьных учебников по астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ содержания школьных учебников по астрономии

Проанализируем более подробно содержание учебников Б.А. Воронцова-Вельяминова (2001), Е. П. Левитана (1994), А. В. Засова и Э. В. Кононовича(1993) и самоучитель Д. Моше ''Астрономия'', курс которого легко можно использовать и как учебник по предмету (ограничимся этими учебниками как наиболее часто встречающимися в школьной практике).

Рассматривая содержание учебников с позиции формирования мировоззрения отметим, что чёткую естественнонаучную картину мира, опирающуюся на математически построенные и лаконичные факты, развивает Е.П. Левитан. Он делает акцент на нужности понимания астрономии для взаимосвязи человека и космоса. Более гуманитаризированно, не используя часто режущих слух ''сухих'' математических понятий, строит естественнонаучную мировоззренческую картину на современных открытиях Б.А. Воронцов-Вельяминов. Его учебник отличают богатство ярких примеров, фотографий, таблиц, онтогенетический подход в изложении материала, т.е. поэтапное изложение открытий человека наряду с развитием науки о вселенной и познание природы в историческом процессе. Учебник А.В. Засова - Е.В. Кононовича информационно ёмок, но материал, на наш взгляд, не структурирован, и целостной картины вселенной может быть не сложено. Д. Моше, синтезируя открытия в астрономии, физике, биологии, химии и других смежных науках, литературные очерки и стихотворения, структурированно выстраивает курс, исходя из эволюционного развития вселенной. В начале даются азы владения методами астрономии. В литературном изложении, реализации диалога с читателем, и оригинальности представления ученику первых точных знаний о Солнечной системе выделяется именно самоучитель. В лаконичности изложения материала, богатстве примеров не уступает учебник Воронцова-Вельяминова, дающий помимо сведений об истории открытий небесных объектов, заслугах летательных аппаратов информацию о великих творцах науки о Вселенной и современных достижениях науки (приборы с зарядовой связью, результаты полётов «Аполлонов», проект создания на Луне крупной орбитальной базы, информацию о слиянии двойных галактик и выбросе вещества из ядра галактики (джеты)). Целостность изложения – отличительный признак этого учебника. Интегративное, детальное изложение материала с выводами по каждой главе отличает учебник Е.П. Левитана. Гуманитаризация курса астрономии связывается с глубоким рассмотрением многоаспектной проблемы «Человек и Вселенная».

Во всех учебниках, за исключением самоучителя Д. Моше, материал сгруппирован традиционно – по объектам, обязательно проведение астрономических наблюдений, использование межпредметных связей, а в содержательном плане – увеличение доли астрофизического материала, внегалактической астрономии.

Еще о педагогике:

Понятие речевого этикета
Речевой этикет – это культура речи, а культура речи – это лицо человека, лицо ученика. Под речевым этикетом мы понимаем «систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социаль ...

Современные концепции гуманистического подхода в воспитании
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый хара ...

Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с ФФНР
На заключительном, контрольном этапе, нами были проведены проверочные работы для оценки результатов примененного комплекса занятий. Детям предлагались для решения три сложные задачи на разностное сравнение: Задача 1. «За ужином дети съели 7 пирожков, после чего их осталось 11. На сколько больше пир ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru