Ученики, которых педагог принимает, описывают учителя в основном положительными характеристиками, добрый, хорошо относится, любит учеников. Отношение учеников к учителю положительное, они любят учителя, уважают и слушаются его. Однако дети отдают отчет, что учитель иногда сердится, когда ученики его не слушаются или плохо учатся.
Правда, иногда ученики упоминали, что учитель относится к ученикам ни плохо, ни хорошо. Но следует отметить, что ярко выраженных негативных характеристик по отношению к учителю в данной группе нет. Примером может быть следующее сочинение:
“Учитель очень нравится детям. Если ученик не правильно отвечает, он объясняет. Учитель добрый, т.к. детей со злостью никогда не научишь. Дети относятся к учителю хорошо. Боятся расстраивать учителя”.
Частично принимаемые ученики дают учителю чаще всего нейтральные характеристики типа – учитель относится ни плохо, ни хорошо, нормально, или просто учит детей.
В описании образа учителя преобладают внешние характеристики, а не личностные: аккуратный, красивый, в очках и т.д. Можно предположить, что такое описание более “безопасно” и нейтрально для младших школьников. Часто дети отмечают, что ученикам в школе интереснее друг с другом, чем с учителем. В описании учителя в этой группе чаще встречаются утверждения о взаимном уважении учителя и учеников, однако, ни один ученик не сказал о том, что учитель любит своих учеников или ученики любят учителя.
В отличие от группы принимаемых детей, в данной группе крайне редко давали характеристики, такие как добрый, вежливый. Однако встречается даже крайне негативное отношение к учителю.
Но в основном, ученики оценивают отношения с учителем как “нормальные”, “ни плохо, ни хорошо” или “вежливые”, “не грубые”, “с уважением” или преобладает описание внешних характеристик. Например: “В школе учитель ёжик. Учитель с иголками, и когда ученики плохо себя ведут, может уколоть. Ученикам интересно с учениками, а не с учителем. Учитель ругает некоторых учеников, у которых нет ума”.
Непринимаемые учителем ученики описывают чаще всего его как злого, сердитого и грубого. Хотя в описании детей и встречаются положительные моменты “учитель добрый, хорошо относится”, но таких характеристик в 3 раза меньше нежели “агрессивный”. Довольно часто дети указывают на взаимную антипатию: “Ученики не любят, не уважают учителя” и “Учитель не любит учеников, обижает”.
Так же как и в группе частично принимаемых учеников здесь довольно часто в описании отношений встречаются следующие характеристики: “Учитель к ученикам относится ни плохо, ни хорошо, нормально” и “учителя ученики уважают”, т.е. дети используют нейтральные “безопасные” характеристики для обозначения отношений.
Также сходство группы частично принимаемых учеников и группы непринимаемых в том, что дети часто используют для описания отношений внешние характеристики: “Красивая”, “медлительна” и т.п. Характерно для этой группы, что ученики отмечают факт разделения на любимых и не любимых в классе учеников. Также в группе непринимаемых учеников присутствует следующее: “Ученики боятся учителя, когда он сердится”.
И интересно то, что в данной группе дети абсолютно не говорят о том, что учитель любит своих учеников. Примером типичного для этой группы сочинения может быть: “Учитель бывает злой и добрый. Когда ученики балуются, выкрикивают с места, учитель злится. Учитель не любит учеников. А ученики не переживают. Ученики по-разному относятся к учителю, в основном не любят. А не любят за то, что кричит, орет, ругается. Ученики любят другого учителя, но он к ним редко приходит”.
Таким образом, дети непринимаемые учителем крайне редко наделяют его положительными личностными характеристиками и довольно часто описывают его либо нейтрально, либо с отрицательной стороны.
Результаты по проективной методике “Шкала зверей” по 2 «В» классу обрабатывались аналогичным образом с помощью контент-анализа.
Результаты обработки представлены в таблице 6.
Еще о педагогике:
Принцип систематичности и последовательности
Этот принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способ ...
Конструирование - один из видов изобразительной деятельности
дошкольников
Конструирование (от латинского слова construere – построение) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. По своему характеру детское конструирование более сходно с изобразительной деятельностью. Постройки и поделки детей служат для практического испол ...
Роль и значение подвижных игр
для физического совершенствования школьников
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности. Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показ ...