В этой группе часто встречается описание учителя как доброго, заботливого, однако и сравнительно чаще присутствует “учитель не всегда хорошо относится к ученикам”. В описании отношений с учителем в данной группе часто встречается “ученики относятся нормально, вежливо, с уважением”, т.е. довольно “холодные” и отдаленные характеристики отношений. Интересен тот факт, что в группе принимаемых детей ни разу не упоминалось о страхе перед учителем, тогда как в группе частично принимаемых довольно много говорится об этом (3 ребенка из 5 человек »60%).
Примером может быть следующее сочинение: “Учитель – медведь, добрый, толстый, пушистый и большой. Он хорошо относится к ученикам, но не всегда. Иногда учитель чуть-чуть помогает ученикам на уроке. Ученикам нравится учитель, но они не любят, когда он кричит на них, тогда они боятся учителя”.
Непринимаемые учителем ученики описывают чаще всего учителя нейтральными характеристиками: “справедливый”, “умный” или “красивый”, “большой”. Чаще чем в 2-х других группах, в данной группе используются понятия злой и сердитый, причем понятия строгий и злой для них синонимичны.
Описывают дети учителя и как доброго, но очень редко (2 чел.) и причем следующим образом: “Учитель иногда бывает злой, а иногда добрый”.
Также дети указывают на взаимную антипатию: “Учитель не нравится ученикам” и “Учителю не нравятся дети”.
Также как и в группе частично принимаемых детей, в группе непринимаемых упоминается о том, что ученики боятся учителя и причем довольно часто (6 учеников из 8). В данной группе отношения учителя к ученикам часто описываются как: Учитель учит детей, следит, чтобы не разговаривали и абсолютно нет никакой эмоциональной наполненности в подобных характеристиках.
Например: Сочинение – “Учитель-сова – мудрая и все знает. К ученикам относится строго, и если они себя плохо ведут, она выставляет их за дверь. Ученики уважают учителя, а когда она злая, то они боятся ее”.
Таким образом, анализируя результаты 2-х классов можно утверждать, что принимаемые учителем дети характеризуют учителя как доброго, заботящегося, любящего своих учеников.
Но было бы неверно говорить об абсолютно некритическом отношении принимаемых учеников к учителю, т.к. и во 2 “Б” и во 2 “В” классах дети не исключают факта, что учитель может быть строгим и иногда сердится. В описании отношения учеников к учителю преобладает позитивная эмоциональная окраска. Следовательно, можно заключить, что дети принимаемые учителем взаимно принимают учителя.
Частично принимаемые дети чаще всего для описания отношений с учителем используют нейтральные характеристики, или описывают внешние данные.
Характерно то, что дети, частично принимаемые учителем описывают отношения между учителем и учениками как нормальные, средние, однако отмечают факт боязни учителя.
Непринимаемые учителем дети, также как и в предыдущей группе, говорят о том, что ученики боятся учителя и довольно часто дают в описании характеристики внешних данных. Таким образом, можно предположить, что дети, используя в описании нейтральные характеристики или характеристики внешних данных, стремятся скрыть свое негативное отношение к учителю. Другие ученики открыто описывают учителя как злого, агрессивного и сердитого, и говорят в разных формах о непринятии учениками учителя. Следовательно, можно заключить, что ученики непринимаемые учителем не принимают его взаимно.
Обсудив результаты каждой из использованных в исследовании методик можно подвести итог и сделать общие выводы, касающиеся проблемы отношений между учителем и учеником.
Выводы:
Отношение учителя является приоритетным в формировании системы отношений учитель – ученик. Дети попавшие в группу непринимаемых учителем в большинстве случаев тоже не принимают педагога (75% и 90% в каждом классе), и наоборот, позитивное отношение учителя вызывает принятие его личности со стороны ученика (66% и 93%). Ребенок изначально безусловно принимает учителя, авторитет которого неприрекаем. А учитель через свое эмоциональное отношение запускает механизм принятия, эмоционального удовлетворения или неудовлетворения у ученика от взаимодействия в учебной деятельности.
Еще о педагогике:
Назначение и особенности педагогического рисунка
Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием. В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки у ...
Принцип прочности
Принцип прочности - основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях. Принцип прочности подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечени ...
Организация питания за счет договора аренды с предприятием общепита
Размещение в ЦДО стороннего предприятия общественного питания (кафе-столовая), которое обеспечивает потребности сотрудников, учащихся и их родителей в горячем питании. Так же предприятие выполняет роль буфета на время проведения концертных и других мероприятий городского уровня в здании ЦДО. Главны ...