Задачи воспитания и развития детей по формированию правильной осанки решаются в тесном сотрудничестве с родителями. Дошкольный возраст – период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Но, к сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка правильной осанки. Только когда ребенок становится взрослее – замечают, как плохо сидит недавно купленная вещь, а ноги в новых ботинках «шаркают» по земле. Конечно, осанка, в какой – то мере обусловлена наследственностью, но на нее оказывают влияние и другие многочисленные факторы, А ведь именно семья несет ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка.
В связи с этим целью своей работы считаю: гармонизацию детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение грамотности родителей в области физического развития и воспитания детей. Актуальными, на мой взгляд, представляются совместные физкультурные досуги и праздники родителей с детьми.
Задачи совместных досугов и праздников детей и родителей:
а) формировать двигательные умения в детско-родительской паре;
б) развивать творческую, познавательную активность, инициативу, расширять кругозор;
в) воспитывать умение эмоционально выражать себя в движении.
Начиная работу по формированию правильной и красивой осанки, профилактике сколиоза, мы совместно с медицинским персоналом, познакомили родителей на общей родительской конференции на тему «Физкультура и здоровье» с проблемой ДОУ; с результатами диагностик, т.е. показали факты и цифры; объяснили, какие цели, и задачи мы ставим.
В дальнейшем для достижения поставленных целей и задач в работе с родителями использовала:
1) наглядность в виде Памятки по созданию условий для сохранения правильной осанки; информации в папке – передвижке «Больше внимания осанке» и на стенде «Правила подбора стола и стула для ребенка», «Причины нарушений осанки», «Как избежать искривления позвоночника»; организации выставки физкультурного оборудования для укрепления мышц стопы, спины и живота.
2) консультации и собрания для родителей: «Профилактика и коррекция осанки и плоскостопия у детей», «Результаты диагностики физического развития детей»;
3) открытые занятия, показ корригирующей гимнастики в Дни здоровья;
4) клуб «Папа, мама, я – спортивная семья»;
5) совместные с детьми поездки в лес, на трамплин, походы.
Родители и дети с удовольствием принимали участие в следующих мероприятиях: «Зов джунглей», «Игры, которые лечат», «Я здоровье берегу и сам себе я помогу» и др.
В совместной двигательной деятельности родители наблюдают за своими детьми, что дает им возможность оценить результаты своего воспитания; знакомятся со здоровьесберегающими техниками и охотно осваивают физические упражнения. Совместные физкультурные досуги и праздники родителей с дошкольниками позволили повысить интерес к данной форме работы, эффективность пропаганды здорового образа жизни, взаимодействия педагога с семьей.
Таким образом, в процессе выполнения физических упражнений у детей развивается способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, всей окружающей обстановки. Разные формы взаимодействия с педагогами и родителями формируют осознанное отношение к сохранению правильной осанки, к своему здоровью.
В системе провожу мониторинг образовательной деятельности. Отслеживаю качество двигательных навыков по выполнению детьми основных видов движений. Диагностика знаний, умений и навыков помогает определить уровень физического развития каждого ребёнка и составить план коррекции. Для диагностики уровня физического развития использую методику Пустынниковой Л.М., для оценки темпов прироста показателей физического развития – формулу Усакова В.И.
По итогам каждого учебного года совместно с медицинскими работниками проверяем состояние здоровья детей. Анализ по группам здоровья и анализ индекса здоровья детей за последние пять лет показал, что увеличилось количество детей со второй группой здоровья, т.е. уменьшилось количество детей с хроническими заболеваниями, в 2006 году увеличился индекс здоровья.
(Диаграмма «Показатели по группе здоровья» и «Показатели индекса здоровья»).
Также провожу диагностику уровня физического развития. В целом в сумме высокий и средний уровень физического развития в 2006 – 2007 г. увеличился на 4% по сравнению с 2005 – 2006 г. (Диаграмма «Уровень физического развития детей»)
Еще о педагогике:
Характеристика детского творчества
Творчество - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение; это показатель развития и тенденция развития изобразительной деятельности. Оно обладает эмоциональностью, непосредственностью, содержательностью. Детское творчество - сознательное отраж ...
Борьба за реализацию всеобщего обучения
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский ...
Стандарт: инновационность и преемственность
В результате скоординированной работы появился проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (ФГОС) - принципиально новый для отечественной школы документ, потребовавший глубокого анализа и синтеза накопленного опыта, современных перспективных ...