13. Знание ребенком биографии писателя или поэта, сказочника нужно для того, чтобы глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть некоторые детали текста. Понятие «биография» можно ввести в речь детей старшего дошкольного возраста, объяснив его смысл. В остальных случаях надо пользоваться словами – синонимами.
Биография может быть рассказана перед чтением произведения (в течение 5-7 минут). Полезно познакомить детей с портретом писателя. Важно вглядеться в лицо творца, чтобы лучше понять его самого, и то, что создано им, обратить внимание на то (после чтения), похож ли автор на своих героев.
14. В ДОУ и дома можно собрать видео- и фонотеку, записав голоса писателей или артистов, читающих произведения, выступающих перед детьми, ведущих детские передачи по радио и телевидению. Это оживит биографический рассказ, сделает его более выразительным.
Если вы читаете книгу по методу «чтение с продолжением», можно рассказывать фрагменты биографии перед каждым новым этапом чтения. Последующее обращение к биографии нужно начинать с воспоминаний о том, что уже известно детям. Воспитатель или родители сами напоминают о том, о чем говорилось ранее, или задают краткие точные вопросы детям, чтобы в их памяти восстановить известные им эпизоды биографии автора.
15.Воспитателю или родителю необходимо сделать общение с книгой интересным, разнообразным, непринужденным. Надо уметь беседовать с детьми, уметь сформулировать вопрос так, чтобы, оставаясь глубоким по смыслу, он был понятен малышам и вызывал желание обсуждать его.
16. При объяснении детям устаревшего слова не давайте неправильное, неточное его значение слова, лучше обратиться к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля, который включает в себя обилие материала, активно отражает факты народной речи, интереснейший иллюстративный материал.
17. Речь окружающих ребенка взрослых оказывает огромное влияние на формирование языка детей. Дети – великие мастера в подражании, и проявления и особенности речи, взрослых быстро становятся особенностями детской речи. Этого не должны забывать воспитатели и родители. Прежде чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников, следует позаботиться о развитии, упорядочении собственной речи.
18. Перед чтением сказки, стихотворений, поэмы дать ребенку установку: внимательно слушать сказку и постараться заметить непонятные устаревшие слова, для того, чтобы затем выяснить их лексическое значение и понять, о чем хотел этими словами сказать, выразить писатель или поэт.
19. Предложить ребенку создать дома или в саду «словарь устаревших слов» с объяснениями, картинками или подбором иллюстраций к слову.
20. Используйте для закрепления значения устаревших слов изодеятельность: зарисовать, слепить понравившегося персонажа сказки, зарисовать сюжет и т.д.
21. После чтения художественной литературы можно предложить ребенку пересказать не всю сказку, не весь рассказ, а только тот отрывок, в котором говорится о том, что ему понравилось и особенно запомнилось. Можно предложить ребенку вести пересказ, например, от своего имени или от третьего лица (от имени героя).
22. Хорошее упражнение для развития речи и усвоения устаревших слов – рассматривание иллюстраций, картин и составление по ним рассказа. Постепенно это задание усложняется. Ребенку можно предложить не только рассказать о том, что изображено, но и описать последующие или предшествующие события. Кроме того, можно попросить его дать описание картины (иллюстрации) по памяти: сначала дошкольник внимательно рассматривает ее, потом картинку убирают, а он рассказывает, что на ней было изображено.
Еще о педагогике:
Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения. А.А. Катаева и Г.Л. Выгодская отмечали, что снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности ...
Биологические предпосылки нарушений психического развития детей раннего
возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Можно установить существенные различия между детьми, воспитываемыми в семьях и в закрытых детских учреждениях по биологическому и социальному анамнезам. В настоящее время, говоря об общей детской популяции, приходится констатировать, что до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около ...
Психолого-педагогические основы обучения
иностранному языку на начальном этапе
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят с ...