В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения.
А.А. Катаева и Г.Л. Выгодская отмечали, что снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказывается на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Не смотря на то, что дети с нарушениями слуха испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.
Дети с нарушениями слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные действия. Не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей с нарушенным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления, очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом.
В развитии детей с нарушениями слуха игра должна выполнять не меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников.
Дети с нарушениями слуха играют не менее охотно, чем нормально слышащие дети. Игры доставляют им большое удовольствие, обогащают их умственном, нравственном и других отношениях.
Однако наряду с этим игры детей с нарушениями слуха имеют ряд особенностей отличающих их от игр, нормально слышащих детей. Игры детей с нарушениями слуха, как и игры, нормально слышащих детей, отражают реальную действительность. Без работы, направленной на расширение опыта детей с нарушениями слуха, задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений.
Дети с нарушениями слуха не могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядно-действенные детально и педантично отражаются в их играх.
Для детей с нарушениями слуха типична склонность к педантичному буквальному отражению в игре действительности. Из-за задержки речевого развития способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается весьма ограниченной. Поскольку у ребенка с нарушенным слухом отстают в развитии воображение, фантазия, он не может творчески войти в роль.
Для детей с нарушениями слуха характерно, что по мере овладения игровой деятельностью их игровые действия становятся более развернутыми, полными, начинают изобиловать подробностями, деталями. В то время как у нормально слышащих детей в результате развития игровой деятельности игровые действия становятся менее подробными, как бы "сворачиваются", сокращаются.
Многие исследователи игры обращали внимание на связь игровой деятельности ребенка с речью.
Недостатки развития смысловой стороны речи детей, с нарушениями слуха обобщающей и регулирующей функции слова проявляются в том, что слово не всегда определяет выполнение игровых действий.
В результате задержанного развития речи отстают в своем развитии и воображение детей с нарушениями слуха, необходимое для игры. Задержка речевого развития ребенка с нарушенным слухом мешает отвлечься от непосредственного воспринимаемого и затрудняет создание воображаемой игровой ситуации.
Без специального обучения умению играть игры детей с нарушениями слуха развиваются медленно и носят в основном процессуальный характер.
Правильно организованные и проводимые игры обычно рождают потребность в новых словах, которую воспитатель удовлетворяет.
Еще о педагогике:
Особенности организации урока музыки в школе
Как мы уже отметили, в современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. Еще древние философы описывали положительное терапевтическое влияние музыки на человека. Платон утверждал, что это посланный нам небесами союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую ди ...
Государственная итоговая аттестация учащихся
Стандарт на организацию и проведение мониторинга учебных достижений как раз и задает единые требования к организации и проведению мониторинговых обследований, организационно-методическому и материально-техническому обеспечению процедур контроля учебных достижений, использованию статистически обосно ...
Принцип наглядности обучения
Принцип наглядности обучения - опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие научные закономерност ...