Методические рекомендации для воспитателя и родителей для работы с устаревшей лексикой с детьми 5-7 лет

Статьи о педагогике » Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста » Методические рекомендации для воспитателя и родителей для работы с устаревшей лексикой с детьми 5-7 лет

Страница 4

Объяснение значений устаревших слов возможно не только опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приемы толкования значения слов:

а) объяснение значений слов путем показа картинки;

б) сопоставление слова с другими словами;

в) составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;

г) пояснение слова другим словом, близким по значению: мужественный - храбрый, голик – метелка, кручина – тоска, горлица – птица;

д) подбор к слову слова, противоположного по значению (антонима): глупый – умный.

е) объяснение слова через его определение: богатырь – защитник, человек, отличающийся храбростью, совершающий подвиги;

ж) сравнение слов по звучанию и значению; подбор рифмованных слов.

Дидактические упражнения

Расширить словарь дошкольника надо не только за счет существительных, но и за счет прилагательных. «Угадай, что это?» (работа с картиной, иллюстрацией).

Назовите качество какого-нибудь предмета, а ребенку предложите определить какой это предмет. Например: сильный, смелый, бесстрашный, защитник Родины (богатырь).

При описании предмета ребенок должен указывать те основные, характерные качества, по которым безошибочно можно догадаться, о чем идет речь.

Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных. Спросите его: «Как называется шапка, сделанная из металла (железа и др. материала?)» - железная.

Обратите внимание, правильно ли ребенок согласовывает слова. Это задание можно несколько изменить.

Положите перед ребенком несколько предметов (например, кочерга, чугун, лапти…) и предложите ему сначала определить, из чего они сделаны, а затем образовать прилагательные: «железная», «глиняный», «берестяные».

Приучайте его правильно называть и употреблять наречия. Предложите ему ответить на вопросы: «Как Хаврошечка выполняет работу по дому? (чисто, быстро, аккуратно); как смотрит конь, на котором сидит Илья Муромец? (косо).

Дети очень любят «играть» со словами, образовывать новые. Это надо использовать в заданиях, которые вы даете ребенку.

Например, у Василисы Прекрасной голубые глаза. Как можно сказать о человеке, у которого голубые глаза? (Голубоглазая).

У лошади богатыря длинная шерсть. Иначе как о нем можно сказать? (Длинношерстный).

У коня белая грива (Белогривый конь).

Сначала дайте образец образования таких слов, а затем предложите это сделать ребенку самостоятельно: длинные волосы – длинноволосая, седые волосы – седоволосый.

Упражнение на правильность называния и употребления наречий. Предложить ответить на вопросы:

«Как Емеля отвечал вельможе, когда тот звал его поехать к царю?»

(«Мне и тут тепло». «А мне неохота»).

«Когда проснулся Емеля с Марьей-царевной в бочке?»

(«Долго ли, коротко ли – проснулся Емеля»)

«Как было им в бочке?»

(«Темно, тесно, скучно, тошно»).

Описать одежду героев сказки (иллюстрации).

Предложить подобрать к словам из сказки синонимы:

воротятся – (вернутся)…

изловчился – (ухватился)…

взмолилась – (попросила)

ступайте – (идите)…

колоть – (рубить)…

отворяйте – (открывайте)

колотить (дубинкой) – (бить, стукать, ударять)

Предложить изменить слова, подобрав к ним родственные или однокоренные:

диво – дивиться – не надивиться;

дурак – дурень;

дрова – дровишки;

печь – печка;

окно – окошко – окошечко.

Называть по-другому:

дворец – (дом, избушка);

царство – (государство);

старик – (отец).

Все задания, которые выполняют дети, не должны пройти бесследно. Новые слова, эпитеты, сравнения дети включают в свою речь, используют их при пересказе сказок, рассказов

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны
Условия военного времени наложили существенный отпечаток на учебно-воспитательный процесс в школе. Занятия проходили при остром дефиците учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. Из-за недостатка бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ученические ручки ...

Духовно-нравственное воспитание
Новый этап государственной образовательной политики начался в 2007 г., с принятием Закона "Об образовании" в его новой редакции. Одним из ключевых нововведений стало признание приоритетной роли воспитания на всех уровнях образования. Применительно к основным общеобразовательным программам ...

Использование экскурсий как средства формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников на основе краеведческого материала
Как известно, одними из составляющих педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются формы и средства воспитания и обучения. Основной формой обучения дошкольников до введения в действие Федеральных государственных требований дошкольного образования являлось занятие. Систе ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru