Объяснение значений устаревших слов возможно не только опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приемы толкования значения слов:
а) объяснение значений слов путем показа картинки;
б) сопоставление слова с другими словами;
в) составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;
г) пояснение слова другим словом, близким по значению: мужественный - храбрый, голик – метелка, кручина – тоска, горлица – птица;
д) подбор к слову слова, противоположного по значению (антонима): глупый – умный.
е) объяснение слова через его определение: богатырь – защитник, человек, отличающийся храбростью, совершающий подвиги;
ж) сравнение слов по звучанию и значению; подбор рифмованных слов.
Дидактические упражнения
Расширить словарь дошкольника надо не только за счет существительных, но и за счет прилагательных. «Угадай, что это?» (работа с картиной, иллюстрацией).
Назовите качество какого-нибудь предмета, а ребенку предложите определить какой это предмет. Например: сильный, смелый, бесстрашный, защитник Родины (богатырь).
При описании предмета ребенок должен указывать те основные, характерные качества, по которым безошибочно можно догадаться, о чем идет речь.
Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных. Спросите его: «Как называется шапка, сделанная из металла (железа и др. материала?)» - железная.
Обратите внимание, правильно ли ребенок согласовывает слова. Это задание можно несколько изменить.
Положите перед ребенком несколько предметов (например, кочерга, чугун, лапти…) и предложите ему сначала определить, из чего они сделаны, а затем образовать прилагательные: «железная», «глиняный», «берестяные».
Приучайте его правильно называть и употреблять наречия. Предложите ему ответить на вопросы: «Как Хаврошечка выполняет работу по дому? (чисто, быстро, аккуратно); как смотрит конь, на котором сидит Илья Муромец? (косо).
Дети очень любят «играть» со словами, образовывать новые. Это надо использовать в заданиях, которые вы даете ребенку.
Например, у Василисы Прекрасной голубые глаза. Как можно сказать о человеке, у которого голубые глаза? (Голубоглазая).
У лошади богатыря длинная шерсть. Иначе как о нем можно сказать? (Длинношерстный).
У коня белая грива (Белогривый конь).
Сначала дайте образец образования таких слов, а затем предложите это сделать ребенку самостоятельно: длинные волосы – длинноволосая, седые волосы – седоволосый.
Упражнение на правильность называния и употребления наречий. Предложить ответить на вопросы:
«Как Емеля отвечал вельможе, когда тот звал его поехать к царю?»
(«Мне и тут тепло». «А мне неохота»).
«Когда проснулся Емеля с Марьей-царевной в бочке?»
(«Долго ли, коротко ли – проснулся Емеля»)
«Как было им в бочке?»
(«Темно, тесно, скучно, тошно»).
Описать одежду героев сказки (иллюстрации).
Предложить подобрать к словам из сказки синонимы:
воротятся – (вернутся)…
изловчился – (ухватился)…
взмолилась – (попросила)
ступайте – (идите)…
колоть – (рубить)…
отворяйте – (открывайте)
колотить (дубинкой) – (бить, стукать, ударять)
Предложить изменить слова, подобрав к ним родственные или однокоренные:
диво – дивиться – не надивиться;
дурак – дурень;
дрова – дровишки;
печь – печка;
окно – окошко – окошечко.
Называть по-другому:
дворец – (дом, избушка);
царство – (государство);
старик – (отец).
Все задания, которые выполняют дети, не должны пройти бесследно. Новые слова, эпитеты, сравнения дети включают в свою речь, используют их при пересказе сказок, рассказов
Еще о педагогике:
Детский церебральный паралич: характеристика
дефекта, его причины и формы
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Основную массу из них составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не тол ...
Условия и правила освоения приемов быстрого
чтения
При проведении занятий по освоению методов, техники и приемов быстрого чтения необходимо выполнять ряд условий. 1. Освоение методов и приемов быстрого чтения - процесс приобретения новых навыков умственной деятельности. Обязательное условие успешности самостоятельного обучения - его непрерывность, ...
Выявление уровня реализации регионального компонента
дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте
на констатирующем этапе
База проведения исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "родничок" п. Чишмы Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан. В данной поисковой работе приняли участие 16 детей Время проведения исследования -1 год. Этапы исслед ...