Методы и формы контроля

Страница 2

Можно ли обойтись без контроля? Был поставлен эксперимент. Три группы учеников выполняли тест на сложение. Одна часть де­тей на протяжении работы получала одобрение, вторая — порица­ние, третья — не оценивалась никак. Результаты показали, что улучшение работы связано с постоянным поощрением со стороны экзаменатора. Худшие результаты были у тех, кого не замечали.

Если контроль и проверка организованы правильно, то они спо­собствуют:

— выявлению знаний, умений каждого ученика;

— своевременному обнаружению пробелов в знаниях, умениях учеников;

— раскрытию причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала;

— повторению и систематизации изученного;

— установлению уровня готовности к усвоению нового мате­риала;

— формированию умения много и напряженно работать;

— овладению приемами самоконтроля и самопроверки;

— стимулированию ответственности учеников;

— развитию навыков соревновательности.

Требования к контролю: объективность; индивидуальность; регулярность; гласность; всесторонность проверки; дифференцированнсть; разнообразие форм; этичность.

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного по­вествования о конкретном объекте окружаю­щего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с мес­та) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требу­ет дополнительного учебного времени или дру­гих способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система во­просов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознан­ность усвоения, способность рассуждать, вы­сказывать свое мнение, аргументирование строить ответ, активно участвовать в общей бе­седе, умение конкретизировать общие понятия.

Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространен­ной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как пра­вило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических от­ветов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразитель­ности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тема­тических творческих рассказов на основе ис­пользования нескольких источников и т.п.

Письменный опрос заключается в прове­дении различных самостоятельных и кон­трольных работ. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка зна­ний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учеб­ных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на началь­ном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы уча­щихся, который он проводит совместно с уче­никами. Если умение находится на стадии за­крепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Возможные направления изменений жизни детей в домах ребенка
Безусловно, воспитанники дома ребенка – особая категория детей, которая нуждается в специализированных условиях воспитания. Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, могут полноценно развиваться только при условии грамотной организации окружающей коррекционно-развивающей среды. Таким детям необходимо в ...

Особенности генетики как учебной дисциплины
Известно, что формирование генетики как научной дисциплины относится к началу ХХ в., когда были переоткрыты законы Менделя, появились понятия ген, фен, мутация. Затем в течение последующих 20-30 лет при многих университетах возникли кафедры генетики, началось преподавание этой дисциплины, стали вых ...

Развитие детского творчества
Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru