Методы и формы контроля

Страница 1

Почему вместо контроля сегодня речь все больше идет о диагно­стике? Чем вызван пересмотр традиционных методов контролиро­вания? Это связано с набирающей силу гуманизацией учебно-вос­питательного процесса. Если в условиях авторитарного воспитания объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий результат.

Новые методы контроля берут результат вместе с процессом: труд ученика она не отделяет от труда учителя; процесс учения школьника рас­сматривает вместе с его возможностями, способностями и склонно­стями. Процесс деятельности педагога тоже анализируется вме­сте с возможностями, условиями. Контроль рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, ди­намику формирования продуктов. Диагностирование включает в се­бя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических дан­ных, их анализ, динамику, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий.

При контроле используются многие методы и методики. Наря­ду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспи­танности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспита­тельного процесса, другие способы. Современная школьная диаг­ностика — это совокупность методов и методик, позволяющих все­сторонне исследовать ученика (класс) в системе педагогических от­ношений.

Традиционные методы контроля сегодня подчиняются гума­нистической цели и поворачивает в русло новых школьных от­ношений. Контроль, без которого школа обойтись пока не может, служит не для того, чтобы «приколоть» ученика как бабочку в коллекции к определенному полю — отличников или середня­ков, но прежде всего для выяснения резервов школьника, его по­тенциальных возможностей. Может быть, скоро вместо при­вычных «хорошо» или «плохо» первоклассник понесет домой та­бель с записями: «По математике — возможности реализованы на треть», «По русскому языку — потенциальный запас не огра­ничен, но реализован не полностью». Возможно, отомрут, нако­нец, и оценки с их большей частью отрицательным влиянием на жизнь ребенка. В опыте больших мастеров педагогического тру­да уже немало примеров успешного безоценочного обучения и воспитания. Изменяется не столько назначение контроля и оценки знаний, умений, способов деятельности, сколько их влияние на сознание, чувства, поведение ученика. Но заскорузлая авторитарная педаго­гика никак не хочет помогать ученику и вновь возвращает ребенка в жесткую систему контролирования.

Попытки изменить подходы к школьному контролю, предпри­нимавшиеся в прошлом, ничего не дали, поскольку почти все ново­введения группировались вокруг одного вопроса — использовать ли в школах оценки или обходиться без них. Но обучение без оценок (и фактически без контроля) не дало и не могло дать результатов. Стало понятно, что «радостная пер­спектива приобретения знаний», а также «заложенное самой при­родой стремление к знаниям» (П. Н. Блонский) не являются дейст­венными стимулами в учебной деятельности школьников.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся
Исходя из основных целей развивающегося образования можно сформулировать три принципиальных положения по вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Педагогическая деятельность учителей на этапе с I по IV классы направлена на формирование у учащихся умения учиться, которое включает в с ...

Методика обучения генетики в традиционном подходе
Правильное представление о содержании биологического образования является важным ориентиром в работе учителя. Содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижение всех целей обучения. Хорошо известно, что школьники ...

Классификация метода проектов
В настоящее время проекты классифицируются: По доминирующей деятельности учащихся По комплексности и характеру контактов По продолжительности. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся Практико-ориентировочный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или вне ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru