Методы и формы контроля

Страница 3

Самостоятельная работа может проводить­ся фронтально, небольшими группами и инди­видуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоя­тельную работу может получить ученик, кото­рый пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в за­медленном или ускоренном темпе. Целесооб­разно использовать индивидуальные самосто­ятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при отве­те у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания увереннос­ти в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные са­мостоятельные работы, рассчитанные на не­продолжительное время (5-10 мин). Это спо­соб проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который поз­воляет перманентно контролировать и коррек­тировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель исполь­зует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Например, учащиеся изучили тему "Вода". Учитель пред­лагает в качестве самостоятельного провероч­ного задания заполнить таблицу - отметить свойства воды, пара и льда. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый пе­риод изучения темы, то целесообразно отмет­кой оценивать лишь удачные, правильно вы­полненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися.

Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изучен­ной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предме­там, для которых важное значение имеют уме­ния и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыка­ми (русский язык, математика), а также требу­ющие умения излагать мысли, применять пра­вила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Кон­трольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для разви­тия самоконтроля и самооценки учащихся це­лесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вари­антам. Предлагаемая детям инструкция объяс­няет им, что каждый сам может выбрать вари­ант работы любой сложности. При этом за пра­вильное выполнение варианта А ученик полу­чит отметку не выше "З", за вариант Б - не вы­ше "4", а за вариант В - "5". При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в на­чальной школе и требует серьезной предвари­тельной подготовки.

К стандартизированным методикам провер­ки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по кон­кретному предмету, но также могут выявить уро­вень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ по­строения учебной задачи, сравнивать правиль­ный и неправильный ответы и т.п.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Речевые автоматизмы и развитие речи в онтогенезе
Согласно учению Н. А. Беренштейна (1947) об уровнях мозга и их иерархии, высшие психические функции (ВПФ) человека представляют собой континуум, расположенный между полюсами "сознание (мысль) — автоматизм". Несмотря на то, что моделью для описания закономерностей эволюции психической деят ...

Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно, говорить о сформированности умений и навыков, учащихся. Его основная цель - анализ ...

Что представляет собой образование
Образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru