Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии (Л.Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.
Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на “личностно - ориентированную" модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, данные диагностирования родителей и учителей, показывают, что 80% родителей и 65% учителей отождествляют творческие способности с умственными способностями детей. Данный факт говорит о некомпетентности, прежде всего учителей в рассматриваемом вопросе и необходимости знакомства с термином творческие способности. Что же понимается под творческими способностями? Чтобы точнее понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики. Разные авторы определяют их по-своему.
Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.
Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.
Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности. Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Очень интересно движение научной мысли относительно исследуемого понятия. Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких авторов, как Л.Н. Коган, Л.С. Выгодский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный, Мотков О.И. и другие. Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению. Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию - это “особая точка" индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности.
Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры:
беглость мысли (количество идей),
гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),
оригинальность (способность производить идеи),
любознательность,
фантастичность.
Богданова Т.Г. в своей книге: “Диагностика познавательной сферы ребёнка" выделяет совокупность множества способностей:
Способность рисковать;
Дивергентное мышление;
Гибкость в мышлении и действиях;
Быстрота мышления;
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
Богатое воображение;
Восприятие неоднозначных вещей;
Еще о педагогике:
Характеристика детей, принимающих участие в экспериментальной работе
Экспериментальная работа проходила в 1 "А" классе специальной (коррекционной) школе-интернат II вида №22 центрального административного округа города Москвы в период с 01.04.2008 по 24.04.2008, всего в классе пять детей: два мальчика и три девочки. Таблица № 1 Имя Возраст Дата поступления ...
Особенности использования ЦОР в изучении линий второго порядка на уроках
алгебры
Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и владеют одной из ключевых компетенций - умением применять информационно-коммуникационные технологии. Использ ...
Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного
образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте
Основная цель формирующего эксперимента: развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (ц ...