Профессии "социальный работник", "социальный педагог" и "специалист по социальной работе" официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:
- Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
- Эмоциональные и психологические проблемы;
- Нужда и бедность;
- Алкоголизм и наркомания;
- Насилие и дискриминация;
- Национальные проблемы и миграция;
- Преступление и правонарушение;
- Безработица и профессиональная адаптация;
- Жилищная проблема;
- Опекунство, попечительство, усыновление;
- Родительская жестокость и другие.
В настоящее время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Таким специалистом является социальный работник, в основные трудовые операции которого входит:
- Сбор и анализ информации о личности;
- Диагностика микросреды;
- Прогноз дальнейшего развития и социализации личности;
- Профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды;
- Организационно-коммуникативная педагогизация среды;
- Охранно-правовая защита;
- Образовательно-воспитательные задачи;
- Составление и ведение документации;
- Работа с педагогическим коллективом.
Теперь это стало реально, но возникла новая проблема – угроза дискредитации профессии.
Руководители учреждений, определяя должностной круг обязанностей социального работника, исходят из потребностей своего учреждения. Но, как это часто бывает, пытаются охватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространилась практика "латания дыр". Задача же специалиста социальной работы не в этом, она звучит так:
"Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде". При этом социальный работник не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам "выходит на контакт" с человеком и его семьей.
Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.
В своей практике специалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он – посредник в контексте: "человек – семья – общество", связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине.
Одновременно работник социальной сферы – защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи.
Также, социальный работник должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме.
Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.
Выполняя различные социальные роли, специалист социальной работы реализует следующие функции:
Образовательно-воспитательную – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;
Диагностическую – специалист ставит "социальный диагноз", изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;
Организаторскую – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адоптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, Образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;
Прогностическую – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;
Еще о педагогике:
Учебные подразделения — основа организации учебного процесса
Организация учебного процесса производится учебными подразделениями высшего учебного заведения (факультетами, кафедрами, отделениями и т. д.). Основным нормативным документом, который определяет организацию учебного процесса в конкретном направлении образования или квалификационной подготовки, явля ...
Использование компьютерно-информационных технологий в организации проектной
деятельности
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироватьс ...
Динамика развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у
детей дошкольного возраста
Исследования развития движений рук ребёнка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действ ...