Эффективность руководства достигается лишь тогда, когда в непосредственном подчинении у заведующей находится количество работников, когда руководство коллективом через непосредственное взаимодействие со старшим: завхозом, старшей медицинской сестрой или врачом. Это двумя причинами: во-первых, любой человек не в состоянии квалифицированно координировать большое число вопросов; и во-вторых, если руководитель лично решает большое число вопросов – затягивается их рассмотрение.
Организацию рационального труда коллектива следует начинать с организации труда заведующего и его заместителей.
Основные направления рационализации труда заведующего дошкольным учреждением вытекают из задач перестройки образования и принципов научной организации труда. Они включают в себя:
· создание благоприятных условий труда и отдыха;
· планирование, учет и анализ времени личного труда;
· упорядочение организации личного труда, установление стабильности, четкого распорядка рабочего времени;
· овладение техникой личного труда и ее постоянное совершенствование;
· обязательное подведение итогов и оценку личного труда;
· непрерывное повышение своей профессиональной квалификации.
Важнейшей задачей научной организации труда является эффективное использование рабочего времени. Главное внимание и большую часть времени (65%) заведующий должен уделять повышению уровня воспитательно-образовательной работы. От эффективности труда заведующего по руководству этим направлением в значительной мере зависит успех работы всего коллектива.
Правила управленческого общения
Обычно заведующему в течение дня приходится общаться со многими воспитателями, сотрудниками, решать массу самых разных вопросов. Независимо от желания заведующему приходится в какой-то мере заниматься второстепенными делами, теми которые отложить нельзя. Важно, чтобы число их было ограничено.
Частью организаторской деятельности руководителя является прием посетителей и беседы с подчиненными. Время приема посетителей должно быть постоянным известно всем, отражено на информационном стенде.
Если работник учреждения дошкольного образования приглашается к руководителю, то он должен быть заранее предупрежден о цели и времени беседы. В часы приема необходимо завести порядок, при котором входить в кабинет руководителя нельзя, если там уже кто-то есть.
Руководитель должен уметь проводить беседы с подчиненными, родителями и другими посетителями, строить беседу рекомендуется по плану. Прежде всего, следует четко определить задачу беседы (довести информацию, знакомство с работником, объявить порицание др.). Важно предусмотреть ее процедуру: с чего начать, как вести беседу, сколько времени необходимо, когда провести беседу, когда объявить сотруднику о времени беседы, чтобы он мог подготовиться. В ходе беседы важно создать атмосферу, соответствующую ее цели. Беседы требуют от руководителя умения слушать собеседника. Они приобретают непринужденный характер, если перед собеседником конкретные вопросы.
Проявление внимания и уважения к человеку — это обращение к нему по имени и отчеству. Если вы запомнили имя человека, с которым вам придется работать впервые, это будет знаком того, что вы внимательный человек. К откровенной беседе располагает, если вы:
· не подчеркиваете без надобности разницы между собеседником в должности и положении;
· критически относитесь к собственным недостаткам и неполадкам в работе, организации;
· высказываете свои соображения в форме совета;
· проявляете искренний интерес к личности человека;
· умеете внимательно слушать собеседника.
Умение выслушать человека не менее важно, чем умение убедительно говорить. Очень часто человеку надо дать именно "выговориться" Это естественная потребность, возникающая в минуты напряжения, нервозного состояния в результате каких-либо неприятностей, недоразумений или, наоборот, в моменты, когда человеку хочется подеяться радостью. Дав собеседнику выговориться, можно постепенно направлять разговор в нужное русло. Стоит выяснить факты, уточнить детали, предложить еще раз в спокойной обстановке изложить дело. Руководителю нужно уметь разговорить человека. Взаимопонимание легче достигнуть, когда заведующий не пытается с ходу докопаться до истины, а выстраивает цепочку вопросов, когда он дает понять, что их разговор носит доверительный характер.
Жизнь каждого сотрудника в дошкольном учреждении начинается с беседы с заведующим. От того, как заведующий к ней подготовится, зависит очень многое: с каким настроением начнет работать воспитатель или другой работник в новом коллективе, как сложатся его отношения с коллегами.
Еще о педагогике:
Организация работы по формированию нравственных ценностных ориентаций у
старших дошкольников посредством краеведческого материала
На следующем этапе мы приступили к формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных ценностных ориентаций и углублению знаний истории и культуры родного поселка. Как было сказано выше, дети экспериментальной группы очень редко проводились экскурсии за пределы детского сада. Перед нам ...
Анализ проведенной работы по развитию младших школьников с нарушениями
слуха
Экспериментальная работа проходила в 1"А" классе школы-интернат №22 II вида. В работе принимали все учащиеся класса (пять человек). У четырех детей наблюдались значительные проблемы в развитии речи и словесно-логического мышления. В группе не было воспитателя, поэтому воспитание во внеуро ...
Использование
дидактического ресурса кабинета информатики в условиях реализации различных
форм обучения информатике
Одним из основных принципов в дидактике был и остается принцип активности ученика в процессе обучения. Этот принцип подразумевает качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальны ...