Обработка данных: полученные ответы позволяют получить представление о нравственной направленности личности школьника, в соответствии с общепринятыми их критериями.
Методика «Друг из сказки».
Цель: выяснить, какие качества личности ценятся младшими школьниками, и выявить мотивы добра.
Задание: детям предлагалось выбрать друга из числа героев любимых сказок и объяснить, почему выбор пал на того или иного героя.
Методика «Друг-солнце».
Цель: выяснить, какие качества личности ценятся младшими школьниками.
Задание: детям предлагается ответить на вопрос: “Какими качествами должен обладать их друг?”, написать эти качества на лучах солнца.
Методика «Мои близкие».
Цель: выявить истинное отношение к своим родным.
Задание: детям предлагается ответить на вопросы:
1. Кто твой самый близкий человек?
2. Когда у него день рождения?
3. Какое у него любимое блюдо?
4. Какая у него любимая песня?
5. Как он проводит выходные?
Методика «Добрый поступок».
Цель: выявить направленность личности младших школьников на добро.
Задание: детям предлагается нарисовать картинку, изображающую добрый поступок. Для этого необходимо, сначала представить себе ситуацию, проиграть ее мысленно, обдумать, как бы поступили в данном случае, а затем изобразить добрый поступок.
Содержание уровней характеризующих понятие “гуманность”.
1. Низкий уровень:
неосознанность действий, эгоистическая направленность, искаженность моральных понятий, несостоятельность образца для подражания, безответственность, извращенность в понимании долга, антиобщественная направленность, завышенная либо заниженная самооценка, ситуативность поведения, несамостоятельность в принятии решений, сильная зависимость от отрицательной среды, защита ее идей и довольно активная их реализация. Эпизодически проявляется отрицательная волевая направленность, нерешительность в сложных нравственных жизненных ситуациях, безволие, весьма слабая нравственная саморегуляция.
2. Средний уровень:
слабая осознанность действий, во многих случаях эгоистическая направленность, искаженность некоторых важных моральных понятий, несостоятельность образца для подражания. Заметна безответственность, непонимание чувства долга, нередко проявляется антиобщественная направленность, в основном завышенная самооценка. В особо трудных случаях характерна зависимость от обстоятельств. Однако в критических ситуациях проявляется независимость от отрицательной среды, способность защищать воспринятые положительные идеи и реализовывать их. В исключительных личностно значимых случаях обнаруживается способность к принятию важных решений. В целом наблюдается слабость волевых усилий, посредственная нравственная саморегуляция.
3. Достаточный уровень:
удовлетворительная осознанность действий, в большинстве случаев их общественная направленность, в целом правильное понимание сущности основных моральных понятий, образец для подражания социален, в основном проявляется ответственность за свои действия. Сформировано правильное понимание чувства долга. Самооценка колеблется между завышенной и адекватной в зависимости от обстоятельств. Характерна относительная самостоятельность в принятии решений и независимость от отрицательной внешней среды. Может защищать принятые идеи и довольно активно их реализовывать. В сложных ситуациях нередко проявляется способность к волевому решению. Характерна умеренная нравственно-волевая саморегуляция.
4. Высокий уровень
: осознанность действий, доминирование общественной направленности, в основном правильное понимание сущности моральных понятий, высокий социальный образец для подражания. Характерно проявление личной ответственности и чувство долга. Преобладает адекватная самооценка, отмечается высокая самостоятельность и стойкость к отрицательным влияниям среды. Может активно защищать общественные идеи и столь же активно их реализовывать. Нравственно-волевая саморегуляция осуществляется достаточно сильно.
Еще о педагогике:
Концептуальные подходы к организации воспитательной работы в шестой
школьный день
Сегодня одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования, является организация воспитательной работы в шестой школьный день. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего об ...
Особенности обучения астрономии
Астрономия (от гpeч. astron — звезда и nomos — закон), учебный предмет в школе, содержание которого составляют знания о строении, движении, происхождении и развитии небесных тел и их систем. Такое определение даёт нам РПЭ . Но астрономия изучает и сущность этих тел и систем, внутренние законы Космо ...
Организационная деятельность заведующего дошкольным образовательным
учреждением
К управлению детским садом заведующая привлекает всех педагогов, родителей. Содержанием организаторской деятельности при этом является: 1. Определение роли каждого члена коллектива в решении поставленных задач; 2. Распределение работы между сотрудниками; 3. Определение персональной ответственности; ...