Таким образом, дети пятилетнего возраста лучше всего справились с заданием «Назови профессии», « Скажи, кто что делает ». Наибольшее затруднение вызвало « Назови части предметов», « Скажи наоборот», это видно в диаграмме № 1.
Дополнительно нами была использована методика И.Д. Коненковой, которая давала возможность выявить такие стороны лексикона, как знания антонимов и синонимов, а так же сравнить уровень знаний обобщающих понятий и знание определений. Проводилась индивидуальная беседа, в которой детям показывали примерный образец ответов. Для оценки уровня речевого развития так же воспользуемся балльной системой. Результаты заданий предлагается оценивать по 5 балльной системе.
1.Подбор определений
Инструкция: «Вот пальто (представляется картинка). Какое пальто? Пальто теплое, длинное, модное, красивое, коричневого цвета. А какая (какой, какое).
Таблица 3 – Уровни умений детей подбирать определения
Критерии оценивания:
5 баллов – самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов 3-х определений;
4 балла – самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов 1 определение, а по 2 определения –с помощью;
3 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 2 слова с помощью в виде побуждающих вопросов, повторения инструкции;
2 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 1 определению с помощью в виде побуждающих вопросов или контекстной подсказки; требуется повторение, расширение инструкции;
1 балл – неадекватные ответы, замены (девочка – « может есть девочка» ), помощь не используется.
В это задание было трудным для детей и мы видим, что все дети не смогли справиться самостоятельно, были побуждающие вопросы и повторение инструкции. Только один ребенок давал неадекватные ответы (рубашка, кофта, дом, избушка).
2 Подбор синонимов.
Инструкция: «Посмотри на картинку. Это бабушка. Другим словом о ней можно сказать: «Старушка». Назови другим словом…»
Таблица 4 – Уровень умений подбирать синонимы
Ф. И Ребенка. |
Дети |
Дом |
Врач |
Грустный |
Большой |
Веселится |
Бегает |
Шагает |
Плачет |
Средний балл ответов |
Вахтанг Ш. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2,2 |
Максим К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,4 |
Леша Д. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Вика А. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2,4 |
Стас Н. |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3,2 |
Катя М. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
Максим К. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2,5 |
Катя А. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2,8 |
Ваня П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,8 |
Полина Б. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2,8 |
Карен Г. |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,2 |
Женя А. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2,2 |
Артем К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,8 |
Арина Н. |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,2 |
Галя С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,7 |
Настя Г. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2,3 |
Ваня П. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
Жаля А. |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1,7 |
Коля Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,5 |
Проценты % |
45% |
43% |
40% |
47% |
45% |
45% |
49% |
42% |
40% |
Еще о педагогике:
Понятие «словообразование глаголов»
Словообразование – это раздел науки о языке, изучающий: а) морфемный состав слова; б) отношения производности между однокоренными словами, т.е. образование от производящих основ. Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже – предложений. При образовании используются ...
Исследование письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной
школы
На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение проявлений дисграфии и ее видов. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Подобрать апробированные диагностические методики для выявления состояния процесса письма у детей младшег ...
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможности
использования самостоятельных работ на уроках «Окружающего
мира»
«Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отн ...