Каждый учебно-методический комплект по русскому языку 1 – 4 класса, включающий в себя программу, учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие, направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе. В нем реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно-ориентированный подходы к обучению детей родному языку на деятельностной основе.
Основными понятиями, умениями и навыками в области изучения предмета «Русский язык» учащиеся овладевают в так называемый «букварный период»: они получают сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых, парных и непарных согласных, делают звукобуквенный анализ слов. После этого необходимо привитие ученикам специфических навыков, которые помогут увеличить активность школьников.
Так же необходимо, чтобы комплект учебников сопровождался заданиями на развитие творческой, поисковой и интеллектуальной деятельности (а не только заданиями повышенной сложности). Ученик должен иметь возможность самостоятельного выбора среди них в соответствии с уровнем его подготовленности, а педагог – планировать и составлять уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого школьника и общий уровень подготовленности класса. В соответствии с нормами образовательного стандарта и указанными требованиями программа учебников по русскому языку должна соответствовать следующим параметрам:
- рассчитывается и на «сильного», и на «слабого» ученика (должно быть дифференцированным»);
- ориентируется на развитие личности ребенка и носит деятельностный характер;
- способствует развитию познавательного интереса у младших школьников во время урока русского языка;
- развивает творческие способности и самостоятельность учащихся;
- имеет электронное приложение как дополнение учебного материала.
Следовательно, курс русского языка в начальной школе является частью единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание.
Одни рассматривают понятие творческой деятельности чрезмерно широко.
Так, Т.С. Панфилова считает письменные работы по тексту с пропущенными буквами, слогами, работу с деформированным текстом, придумывание предложений с использованием той или иной грамматической формы как творческие работы. Некоторые авторы творчеством ученика считают даже подчёркивание суффиксов.
Другие, в частности Н.Д. Левитов, суживают это понятие. Под творческой он предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика.
Полнее понимают творческую работу Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, И.Я. Лернер, В.Г. Разумовский, В.Е. Мамушин, И.Г. Овчинникова и другие. И.Т. Огородников усматривает элементы творчества учащихся прежде всего в раскрытии ими новых сторон изучаемых явлений, в высказывании своих суждений, в использовании более совершенных методов решения поставленных вопросов. «Творческая деятельность учащихся, — пишет Б.П. Есипов, — не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового».
Нет единого мнения в определении сущности такого вида работы, как творческой диктант, который самим названием как бы подчёркивает свою принадлежность к работам творческого характера. Так, Н.С. Поздняков относит к творческим диктантам два вида упражнений: составление отдельных предложений с использованием заранее указанных орфограмм (однотипных или разных типов), лучшие из которых диктуются и записываются; составление отдельных предложений с использованием заранее указанных орфограмм(однотипных или разных типов), лучшие из которых диктуются и записываются; составление связанных текстов с использованием заранее указанных орфограмм.
Еще о педагогике:
Биологические предпосылки нарушений психического развития детей раннего
возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Можно установить существенные различия между детьми, воспитываемыми в семьях и в закрытых детских учреждениях по биологическому и социальному анамнезам. В настоящее время, говоря об общей детской популяции, приходится констатировать, что до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около ...
Решение проблемы педагогических кадров
Война привела к значительному сокращению численности педагогических кадров, к изменениям в их составе. Доля женщин в составе педагогического персонала возросла до 70%. Многие учителя не имели должной квалификации. Недостаток учителей привел и к тому, что отдельные предметы в ряде школ не преподавал ...
Методы и приёмы обучения стойке на голове с согнутыми ногами
1. Показ стойки на голове с согнутыми ногами. 2. Рассказ о способе принятия стойки на голове с согнутыми ногами. 3. Обучение стойке на лопатках на полу. 4. Обучение вису прогнувшись на гимнастической стенке. 5. Обучение упору стоя на голове и руках с опорой коленями о локти. 6. Обучение стойке на г ...