Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Человек может успешно жить и полноценно действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за пределы «стандартного набора» знаний, умений и навыков, и научиться принимать самостоятельные решения. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, то есть развивать у учащихся способность и потребность искать находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. И, поскольку творчество - это создание объективно или субъективно нового, для детей важна личная новизна их творческой деятельности на каждом уроке учебного процесса, в том числе и на уроке русского языка. Но, несмотря на то, что есть материалы научных исследований, раскрывающих лингвистические, методические и психологические основы развития речи школьника, большинство учителей испытывают трудности в организации этого процесса, так как современных учеников невыразительна, однообразна или засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, письменные творческие работы указывают на бедность лексического запаса, заторможенность умений владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов. В таких условиях применение учебно-методических комплексов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей, жизненно необходимо в сегодняшней школе.
Проблема исследования – возможности развития творческих способностей на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования – определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника на уроке русского языка в начальной школе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме развития творческих способностей ученика;
- обеспечить (осуществить и проанализировать) диагностику развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения русскому языку;
- разработать методические рекомендации для развития творческих способностей на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку младших школьников.
Предмет исследования – развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках русского языка будет более эффективным, если:
созданы условия, способствующие развитию творческих способностей в учебной и во внеурочной деятельности ученика;
развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.
Методы исследования: теоретический анализ учебно-методической литературы, изданий периодической печати, изучение накопленного в истории педагогического опыта, а так же диагностические методы.
Еще о педагогике:
Порядок включения компьютера
Чтобы включить компьютер, пользователю необходимо выполнить следующие действия: 1) включить монитор (например, нажав кнопку ^^ на корпусе монитора). Монитор можно включать и после включения системного блока. Но обычно его включают заранее, чтобы видеть на экране, как идет процесс загрузки компьютер ...
Мультимедийная презентация. Требования к созданию мультимедийной
презентации
Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слух ...
Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Основная задача в умственном воспитании - образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, живот ...