М.Ф. Ушаков, Т.А. Ладыженская и некоторые другие авторы выделяют два вида упражнений, относящихся к творческому диктанту:
1) на вставку слов и словосочетаний и 2) творческий диктант с заменами.
Так, Т.А. Ладыженская относит к творческим диктантам «такой вид упражнения, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания определённой грамматической категории или заменяют в диктуемом тексте определённые слова и словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями». Иногда не совсем правомерно к творческому диктанту относят составление предложений или текстов сзаданными словами. Это самостоятельный вид упражнения творческого характера.
С точки зрения проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в 1 – 4 классах, для анализа были взяты следующие комплекты учебников (каждая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1- 4 классов):
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. - «Русский язык» (с 1-го по 4-й класс).
В программе по русскому языку (для четырехлетней начальной школы) указано, что «… одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей…». Одной из них признана ценность труда и творчества как осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Особенность данного учебного комплекта – наличие вариантов работ, которые могут быть выполнены посредством компьютера. К такого рода творческим заданиями относятся, например, мультимедийных презентаций по темам урока (можно и в виде опережающего задания»» для представления результатов проектной деятельности.
Канакина В. П., В. Г. Горецкий - «Русский язык» (с 1-го по 4-й класс).
Отличительная особенность учебника заключается в том, что в книге для каждого класса большое внимание уделяется нравственному развитию младших школьников, их творческому развитию. Большая часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида (в том числе – и способствующих развитию творческой активности ребенка), так как автор существенное значение придает развитию связной речи учащихся в устной и письменной форме.
В учебном комплекте В. Н. Канакиной есть прекрасные тексты упражнений, которые расширяют представления младших школьников о произведениях классической и художественной литературе, а так же о произведениях устного народного творчества, что способствует развитию читательского кругозора, воспитанию любви к слову и родному языку, расширяют мировоззрение на примерах героев через опыт детей. Это повышает интерес к предмету, позволяет осуществлять межпредметные связи в процессе обучения, а так же мотивировать школьников к изучению русского языка. Материал учебника и методические подходы к его изучению способствуют развитию указанного направления, развивая в то же время и творческие способности детей. Продуманное расположение материала в учебном комплексе позволяет учителю при подготовке к уроку затрачивать минимум времени на поиск дополнительного материала и получить максимально высокие результаты.
Как и в предыдущем учебном комплекте Р. Н. Бунеевой, программа В. П. Канакиной содержит систему упражнений учебника, которые можно использовать с учетом уровня подготовки каждого ученика и, как следствие, увеличение достижений результативности в работе.
Рабочие тетради для учащихся 1, 2, 3 и 4 классов стали дополнением к комплекту, позволяя развиваться творческим способностям школьников. Творческие задания в дидактическом материале заставляют учащихся выбирать тему для сочинения (например, составить дома текст, который требуется закончить определенным выражением; текст-размышление; текст-совет; диалог-прибаутка). Они же способствуют и развитию речи ребенка, поэтому к моменту окончания 1-го класса школы учащиеся легко могут составить различные виды сочинений (по рисункам, по картинам, по воспоминаниям).
Еще о педагогике:
«Активные" методы обучения
За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Обычно их называют «активными методами обучения». Из таких методов наибол ...
Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с умственной
отсталостью младшего школьного возраста
В речевой системе, формирующейся в процессе общения ребенка со взрослым, мы имеет мощное средство системной организации наших психических процессов. В процессе коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по формированию речи, как и с нормально развивающимися, особое внимание уделяется ведущей ...
Миссия воспитателя в дошкольном
учреждении
Все звенья сферы образования, в частности дошкольного, первостепенной задачей воспитания подрастающего поколения считают его разностороннее развитие. Успешность решения этой задачи зависит от многих условий, прежде всего от тех людей, кто ее реализует. В современном мире невозможно воспитать ребенк ...