Наука о цвете возникла очень давно. Ещё в 4 веке до нашей эры в Древней Греции ученый Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. В живопись цвет играет главную роль. Цвет может лепить форму предметов, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроение, определённое эмоциональное состояние.
Цвет может не только радовать, но и вызывать тревогу, чувство тоски или грусти.
Одни цвета успокаивают нервную систему, другие наоборот раздражают. Например, успокаивающее воздействие оказывает зеленый, голубой, синий. Раздражают пурпурный, красный, оранжевый. С давних пор люди придавали цветам особое значение.
Велика роль обрядов и празнедств. Так, например, красный - цвет означает торжественность, величие. Черный - смерть, горе, печаль. Белый - чистоту, невинность. Зеленый - надежду.
Интересно, что у разных народов одному и тому же цвету придавали разное значение. Например, в Китае и некоторых странах Азии и Африки - белый цвет является цветом траура. Так же важным цветом в передаче пространства в натюрморте является фон.
Фоном может быть стена, навесная полка, пространство интерьера, наружная стена избы, старый деревянный забор или глубокое пейзажное пространство.
Передача материальной сущности и красоты предметов их характерные качества - вот это главное живописное достоинство натюрморта. Поэтому особую выразительность натюрморту придает разнообразие предметов по материалу, цвету, тону и фактуре.
Ребята, прежде чем начинать рисовать красками, давайте разберем характер цветовых оттенков.
Что в нашем натюрморте самое светлое и темное? Ребята, как вы понимаете тёплый цвет? Ребята, как вы понимаете холодный цвет? |
Самое светлое яблоко, затем кувшин и самый темный предмет это кружка. Красный, оранжевый, желтый. Синий, голубой, фиолетовый. |
4. Педагогический рисунок
Самостоятельная работа учащихся
Учитель работает вместе с детьми. Ребята, обратите внимание, какой у нас натюрморт: теплые предметы расположены на холодном фоне.
Начиная работу цвете нельзя забывать о том, что на предметах есть блик, цвет, светотень, тень, их необходимо показывать.
Итак, ребята, с чего мы начинаем работу?
1 этап: Работу можно начать с изображения плоскости. Для этого берем голубой цвет и разбавляем его водой, чтоб он получился светлым, так как вертикальная плоскость светлее, чем горизонтальная. Мазки наносим, учитывая плоскость.
Для горизонтальной плоскости берем краску на тон темнее, мазки наносим по горизонталь.
На эту работу отводится 3 минуты.
Пока учащиеся пишут красками, учитель контролирует, все ли подобрали цвет.
2 этап. Предметы мы начинаем писать с самого тёмного заканчивая самым светлым.
Какой предмет самый темный? |
Правильно кружка. |
Смешиваем коричневый и синий цвет, отмечаем блик, плавный переход от светлого к темному.
3 этап. Далее идет кувшин.
Смешиваем краски - желтый и коричневый цвет в тени добавляем темно голубого цвета. Переход от светлого к темного делаем плавно.
4 этап. Самый светлый предмет нашего натюрморта - это яблоко. Берем желтый цвет, можно добавить немного красного, и добавить немного голубоватого цвета в тени.
Потому что, драпировка у нас холодная она отражается в предметах - это называется рефлекс.
И еще ребята не забывайте показать падающие тени от предметов, они будут темнее самого предмета.
5. Итог урока
За 4-5 минут до конца урока, учитель проводит анализ работ, тех учащихся, которые практически справились с работой.
Какие цвета теплые? Какие холодные вы знаете? Ребята, как вы поняли, что такое цвет и как его можно применять в живописи? |
Красный, оранжевый, желтый. Синий, голубой, фиолетовый. Цвет это осознанное зрительное ощущение видимых нами предметов. Цвет может лепить форму предметов, выражать чувства, настроение. |
Домашнее задание
Альбом, кисти, краски, карандаш, резинка.
Урок окончен. До свидания!
Школьные учителя… именно на них ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения.
Еще о педагогике:
Исследование психо-речевого и эмоционального развития детей раннего
возраста в условиях депривации
Целью проведенной экспериментальной работы было изучение речевого и эмоционального развития депривированных детей раннего возраста. Задачи исследования. 1. Оценка уровня речевого развития депривированных детей раннего возраста. 2. Обследование состояния слухового внимания и слухового восприятия деп ...
Модели учебных планов
При формировании рабочих планов могут использоваться различные режимы проектирования: автоматический и автоматизированный (диалоговый). При этом необходимо предварительно построить математическую модель (ММ), которая бы достаточно адекватно описывала процесс формирования рабочего учебного плана. По ...
Автоматизация расчетов учебного плана
Для синтеза каждого учебного плана исходными данными являются следующие: график учебного процесса; список циклов дисциплин; список предлагаемых для изучения дисциплин; нормы времени по дисциплинам: каждой дисциплине может соответствовать максимально допустимая интенсивность изучения; список курсовы ...