Исследуя организацию психолого-педагогического обучения шестилеток, в качестве основных эмпирических методов использовались четыре диагностические методики: «Методики определения готовности к школе» Л.А. Ясюковой, «Методика определения мотивов учения» М.Р. Гинзбурга, «Диагностика усвоения образовательных программ» и «Оценка уровня мотивации учения учащихся начальных классов».
1. Диагностика готовности детей к школьному обучению проводилась психологом школы с использованием «Методики определения готовности к школе» прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе Л.А. Ясюковой. Методика прошла апробацию в нескольких вариантах – для работы с дошкольниками и первоклассниками, для работы в общеобразовательных и гимназических классах. Методика имеет два набора стимульного материала для общеобразовательных и гимназических классов, задания отличаются по уровню сложности. В данном исследовании принимался вариант для общеобразовательных классов.
Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков. Первый блок предназначен для группового тестирования. В него входят гештальт-тест Бендер (зрительно-моторная координация - ЗМК), тест Равена (линейное и структурное мышление – ЛМ и СМ), тест Тулуз-Пьерона (внимательность (В), скорость переработки информации (СПИ)). Групповое тестирование проводится в обстановке, характерной для обычного урока. Что позволяет выяснить готовность детей к восприятию объяснения педагога и способность самостоятельно работать по общей инструкции.
Второй блок предназначен для индивидуальной диагностики. Его цель – выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В него входят методики, измеряющие объем кратковременной речевой и зрительной памяти (РП и ЗП), «Речевые классификации (РР)», «Интуитивный анализ-синтез (ИМ)», «Аналогии» (АМ, РМ, ЛогМ). «Абстрактное мышление (АМ)», Тест Тэммл, Дорки, Амен (для определения тревожности).
2. «Методика определения мотивов учения» М.Р. Гинзбурга.
Как известно, для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие учебные мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный). «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы (внешний); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную сферу (игровой); негативное отношение к школе (негативизм).
Поэтому в основу данной методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После чтения каждого абзаца перед малышом выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы: кто, по-твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты бы хотел учиться? Почему? Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребенку не достаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки. Сделанные выборы рассматриваются как приоритетная актуальная учебная мотивация ребенка. Особое внимание необходимо уделить первым двум выборам и соотношению их содержания.
3. «Оценка уровня мотивации учения и адаптации учащихся начальных классов».
При помощи данной анкеты можно выявить детей группы риска с негативным отношением к школе и школьной дезадаптацией. Методика также может быть использована при исследовании эффективности учебно–воспитательного процесса, при определении готовности детей к школе, при оценке динамики школьной адаптации, уровня школьной мотивации
Данная анкета разработана Н.Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение ребёнка к школе, учебному процессу. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:
Высокая школьная мотивация, учебная активность.
Нормальная школьная мотивация.
Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Низкая школьная мотивация.
Еще о педагогике:
Методические подходы к развитию детского декоративного
творчества
В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Решению этой важной задачи способствуют занятия в детском саду по созданию разных декоративных изделий н ...
Закономерности и принципы гуманистического воспитания
Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным творческим ...
Развитие творческих способностей младших школьников
При современном развитии науки и техники, увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших технологий. Одним из путей такого совершенствования является разр ...