Орфографические принципы - это руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно. В сильных позициях звуки (фонемы) обозначаются каждый своей буквой, пишущий не решает орфографических задач. Исключение составляет обозначение гласных после шипящих и ц, что имеет свое фонологическое, морфологическое и историческое обоснование. При своем возникновении любое звуковое письмо бывает фонетическим, то есть буквы пишутся непосредственно по произношению. По мере развития языка произношение слов меняется быстрее, чем написание. Возникший разрыв между устной и письменной формами речи либо ликвидируется, либо, что бывает чаще, закрепляется, причем в этом случае возникают иные закономерности в соотношении между звуком и буквой, которые возводятся в ранг закона. Так устанавливаются принципы правописания.
У лингвистов нет единого мнения о количестве принципов русской орфографии и их наименовании. А.М. Гвоздев, Л.Р. Зиндер, В.В. Иванов, В.Ф. Иванова считают, что русское правописание построено на трех принципах: морфологическом, фонетическом и традиционном. Ю.С. Маслов называет пять орфографических принципов: морфологический, фонетический (фонематический), символико-морфологический (грамматический), дифференцированный и традиционный (исторический).
Как теоретическая основа правописания морфологический принцип был провозглашен в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова (1755 г.) и окончательно утвержден Российской Академией в выпущенной ею грамматике (1802г.). Правописание, строящееся на морфологическом принципе, внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определенных морфологических звеньях речи: на стыке морфем, в абсолютном конце слов для согласных и внутри морфем для гласных.
Морфологическое правописание является следствием понимания носителями языка структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам) и имеет своим результатом по возможности единообразную передачу этих частей на письме. Название принципа - морфологический - связано с единообразной передачей морфем. Все морфемы имеют определенное значение. Несмотря на разное произношение одних и тех же морфем, мы пишем их единообразно. В русском письме значимая часть слова имеет единый графический образ, благодаря чему достигается быстрое понимание и осмысление текста. В лингвистической литературе морфологический принцип получил не одно определение. Л.В. Щерба употреблял названия «этимологический» и «словопроизводственный» как синонимичные, имея в виду морфологические написания с соблюдением графического единообразия морфем. В.А. Богородицкий использует как синоним к термину «морфологический» название «принцип аналогий», поскольку при написаниях такого рода определенным образом используется аналогия (вода как воды). Ю.С. Маслов считает название «морфематический» более точным, хотя приводит еще одно – «этимолого-морфологический». При этом автор выделяет, что «суть его состоит в стремлении подчеркнуть единство морфемы, несколько сгладив на письме (в пределах, допускаемых графикой) реальное варьирование ее экспонента.
В.В. Иванов, называя основным принципом русской орфографии морфологический, поскольку все значимые части слова, повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся, дает ему определение «фонемный» или «морфофонематический», понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфем.
Прослеживая чередование звуков-фонем в составе морфемы, то есть фонемное различие вариантов (аллоформов) одной и той же морфемы, а также образование фонемных рядов и случаи пересечения фонемных рядов, В.Ф. Иванова дает следующее определение: «Морфологический принцип - это такой принцип обозначения позиционно чередующихся фонем, при котором со храняется графическое единообразие морфемы; для достижения этой цели фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются буквами, которые адекватны фонемам сильных позиций».
Еще о педагогике:
Роль психологической службы в построении отношений школьников с
преподавателем
Психологическая служба в лицее N 3 существует с 1991 года. Школьные психологи являются связующим звеном между психологической наукой и школьной практикой. В процессе становления службы определились основные функции ее деятельности: 1.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ...
Методика организации занятий с детьми раннего
возраста в дошкольных образовательных учреждениях
В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказаться, что дети более активные, часто по своей инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать ...
Выявление эффективности формирующего этапа эксперимента
Контрольный этап проводился с 27.03.11 по 29.04.11 Цель контрольного этапа эмпирического исследования: выявить эффективность формирующего этапа эксперимента, а именно, использования театрализованных игр в развитии лидерских качеств у детей подросткового возраста. Состав участников остался прежним. ...