Развитие орфографической зоркости у учащихся 2 класса на уроках русского языка в процессе словарно-орфографической работы

Статьи о педагогике » Развитие орфографической зоркости у учащихся 2 класса на уроках русского языка в процессе словарно-орфографической работы

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты».

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине

Орфография по своему содержанию малопривлекательна для детей. В то же время она нелегко усваивается. Дети боятся допустить ошибку, теряют веру в себя, у многих из них орфография вызывает неприязнь, которая переносится на весь предмет «Русский язык», а иногда и на всю школу. Поэтому, начиная с первого класса, надо у учащихся вырабатывать веру в то, что орфографию «покорить» можно. А для этого необходимо формировать орфографическую зоркость. Работа эта нелёгкая, требует большой подготовки со стороны учителя и желание преодолеть трудности со стороны детей.

Проблема орфографии отражена в трудах многих ученых. Это и в трудах К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Д.Н. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов М.В. Ушакова, Л.К. Назаровой, Н.С. Жуйкова, П.С. Жедек.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Исходя из актуальности темы сформулировали параметры исследования:

Проблема: каковы педагогические условия развития орфографической зоркости у учащихся 2 класса на уроках русского языка средствами словарной работы.

Цель: разработка и обоснование педагогических условий развития орфографической зоркости у учащихся 2 класса на уроках русского языка средствами словарной работы.

Объект: развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Предмет: словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.

Гипотеза: развитие орфографической зоркости будет протекать успешно и эффективно при соблюдении следующих педагогических условий

Обеспечение правильного научно-методического уровня организации словарно-орфографической работы.

Использование принципа систематичности и последовательности в проведении словарно-орфографической работы.

Применение различных методов и приемов в организации словарно-орфографической работы.

Задачи:

Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.

Раскрыть содержание понятий «орфографическая зоркость», «орфограмма», «словарная работа».

Разработать педагогические условия по развитию орфографической зоркости средствами словарно-орфографической работы.

Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по теме исследования

Создать сборник словарно-орфографических упражнений для 2 класса.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, диагностирование, описательный метод.

Практическая значимость работы: материалы исследования могут использовать в повседневной работе учителя, для самообразования и повышения квалификации.

Структура работы: введение, две главы (теоретическая и экспериментальная), заключение, библиография, приложения.

База исследования: МБОУ «СОШ №21», класс 2Б

Учитель: Босых Наталья Викторовна, 1 квалификационная категория

Еще о педагогике:

Понятие "быстрого чтения"
В одной из заметок "Литературная газета" писала: "Пять тысяч знаков в минуту - такова скорость чтения у инженера Блохина. Объясняя сущность своего метода, Блохин сказал: "Я никогда не задумываюсь над прочитанным"". Люди читают сотни веков, но только в наше время со все ...

Анализ эффективности использования дидактических игр
На заключительном этапе исследования для проверки эффективности использования дидактических игр и был сделан контрольный срез. Для контрольного среза с детьми были проведены занимательные игры "Танграм", "Пифагор", "Волшебный круг". Таблица 3 Данные контрольного среза ...

Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми детьми
Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированност ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru