География как учебный предмет - это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы).
Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.
География — одна из древнейших наук для преподавания. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.
Школьный учебный предмет «География» направлен на развитие интеллектуального и духовного потенциала молодёжи; подготовку учащихся к разносторонней деятельности в географической среде окружающего их пространства; достижение умения объективно оценивать события, происходящие в обществе; воспитание гражданственности и патриотизма.
Посредством предоставления учащимся возможностей получения знаний о закономерностях развития природы, населения и экономики осуществляется формирование географического мышления.
География даёт всесторонние знания о мире и его регионах, необходимые для объективного познания природных, социальных, экономических и политических процессов, позволяет понять, что развитие природы и общества — единый процесс, формирует чувство личной ответственности за современное и будущее состояние окружающей среды и человеческого общества.
В период усиления глобализации процессов в мире география как одна из комплексных естественнонаучных дисциплин призвана изучать мировые проблемы человечества. Географические знания о динамике глобальных и локальных природных и социально-экономических, экологических процессов, происходящих в природе, позволяют наметить пути оптимизации взаимодействия человека и природы, стабилизации непрерывно возрастающего давления антропогенного влияния на природную среду обитания человека.
Как отмечают Мышинская Р.П. и Щенев В.А., «посредством географии формируется понимание экологических, экономических и социальных проблем в мире». Противоречия между возрастающими масштабами хозяйственной деятельности людей и географическим пространством приводят к нарушению устойчивости природных систем, к необратимым их изменениям. Роль географии заключается в изучении деятельности человека как геологической силы и поиске путей предотвращения глобальной экологической катастрофы, связанной с антропогенным воздействием на природу. Культурологический подход в изучении географии содействует формированию у молодёжи ценностных ориентаций.
География как комплексная наука развивает два основных географических направления: естественно научное (система физико-географических наук) и общественное (система наук социально-экономической и политической географии). Географии как предмету отводится ведущая роль в познании закономерностей развития природы, населения и его хозяйства, в решении жизненно важных проблем взаимодействия общества и природы в мире и Республике Беларусь.
Каковы цели учебного предмета начального курса географии?
Главная цель начального географического образования в общеобразовательных учреждениях — формирование у учащихся системы взглядов на мир, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, необходимых для профессиональной деятельности и непрерывного образования. В процессе усвоения учебного предмета решаются определенные задачи.
Так, в области усвоения основных знаний и умений ставятся следующие цели:
овладение системой терминов, понятий и теорий, объясняющих размещение и развитие природных и хозяйственных процессов на Земле;
познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях;
Еще о педагогике:
Методика коррекции фонематической дислексии
А. Развитие языкового анализа и синтеза При устранении фонематической дислексии, с учётом механизмов этого нарушения, проводится систематическая работа по развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях: развитие анализа предложений на слова; развитие слогового анализа и синтеза; форм ...
Диагностика исходного уровня развития детского декоративного
творчества
Задачи констатирующего эксперимента: подобрать и проанализировать диагностики для выявления уровня творческого развития детей в ДПИ; на основе комбинирования различных диагностик разработать свою диагностику уровня развития декоративного творчества у старших дошкольников. Для разработки диагностики ...
Основные подходы к конспектированию лекций
О том, как конспектировать лекции, нет единого мнения. Одни считают, что лекцию записывать необходимо, но только в самой общей, краткой форме, не воспроизводя содержания, ограничиваясь записью выводов, правил; законов, формул и т. п. Другие говорят, что этого недостаточно; с их точки зрения, необхо ...