“Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные; духовные ценности в свою очередь дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др., социальные - на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т.д”.
“Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т.п.”.
“Наиболее характерные способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств”.
Индивид осознает мир через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается через призму социальных ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные - добро, красота, свобода и пр. и приближенные к обыденной жизни - хорошая семья, благополучие, дети и т.п. Для каждого конкретного человека существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с его собственными ценностями.
Космачева Н.В. отмечает, что нравственные ценностные ориентации представляют собой присвоенные субъектом моральные ценности, определяющие избирательность его отношения, поведения и деятельности. Нравственные ценностные ориентации, по ее мнению, с чем трудно не согласиться, являются ядром аксиосферы личности и выступают в единстве и взаимосвязи когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.
Формирование нравственных ценностных ориентации - длительный процесс, начинающийся в период дошкольного детства. Формирование нравственных ценностных ориентации как специально организованный процесс является объективной необходимостью и может осуществляться в старшем дошкольном возрасте на основе психологических механизмов интериоризации, оценки, выбора и экстериоризации устойчивых общечеловеческих ценностей, имеющих нравственное содержание и доступных для восприятия дошкольников.
Особенности формирования ценностных ориентации дошкольников отражает модель, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты процесса формирования ценностных ориентаций дошкольников.
По мнению Космачевой Н.В., педагогическими условиями, способствующими эффективности процесса формирования нравственных ценностных ориентации, выступают: повышение аксиологического потенциала современных программ дошкольного образования путем включения в их содержание специальных разделов, связанных с целенаправленным формированием ориентации детей на общечеловеческие нравственные ценности, соответствующие отечественным культурным традициям (Любовь к людям, Семья, Добро, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Истина); специальная подготовка педагогов; учет особенностей формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников (приоритет эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации нравственных ценностей и норм, необходимость совместной с взрослыми оценочной деятельности, опора на продуктивное воображение дошкольников); комплексный характер воздействия на все компоненты нравственной сферы дошкольников, создание благоприятной психологической атмосферы и другие.
Программно-методическое обеспечение процесса формирования ценностных ориентации у старших дошкольников включает в себя содержание, методы, приемы, средства, последовательность действий и процедур, раскрывающих взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Диагностика оценки сформированности ценностных ориентации дошкольника, отмечает автор, возможна в единстве когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.
Когнитивный есть элемент знания, эмотивный — эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий — связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности.
Далее, кратко рассмотрим содержание психолого-педагогической работы по формированию ценностных ориентаций дошкольников в примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы».
В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) в примерном комплексно-тематическом планировании «Мой дом» детей знакомят с родным городом (поселком): его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер). Содержание образовательной области «Социализация» включает в себя формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Еще о педагогике:
Миссия воспитателя в дошкольном
учреждении
Все звенья сферы образования, в частности дошкольного, первостепенной задачей воспитания подрастающего поколения считают его разностороннее развитие. Успешность решения этой задачи зависит от многих условий, прежде всего от тех людей, кто ее реализует. В современном мире невозможно воспитать ребенк ...
Экскурсии и встречи с людьми разных профессий
Большое значение в своей воспитательной работе я придаю знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий. Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому озна ...
Векторное пространство
Вектором называется семейство всех параллельных между собой одинаково направленных и имеющих одинаковую длину отрезков (рис.1). Вектор изображают на чертежах отрезком со стрелкой (т.е. изображают не все семейство отрезков, представляющее собой вектор, а лишь один из этих отрезков). Для обозначения ...