Интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для человека некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.
Кроме того, особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.
Первое очень важно для оценки уровня личностной зрелости человека. Второй –для оценки степени выявления ценностных ориентаций человека, которые соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания.
Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
Б.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности.
В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» раскрывается как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Кроме того, ценностные ориентации рассматриваются как широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям,
Ценностные ориентации – это элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.
Как известно, процесс формирования и развития человека на начальном этапе становления личности осуществляется системой семейного и дошкольного воспитания в специальных учреждениях. Уже на этом этапе ребенок получает определенные знания, дающие ему представление о социальном строе, его принципах, нормах, ценностях и месте его самого в этом обществе. Сам ребенок еще не приобщен к труду, общественной деятельности. Его жизненный опыт ограничен теми непосредственными условиями, в которых он находится. Но и в этих условиях ребенок усваивает мировоззрение, идеи, принципы, нормы и ценности, которые присущи его окружению. Мы принимаем определение ценности, значимые для нас в определенном в мире. С точки зрения Н.И. Непомнящей, особый слой "личностных ценностей" характеризуется как такое представление в индивидуальном сознании действительности, через которое происходит выделение, а на определенных этапах и осознание собственного Я.
В более новой интерпретации “Ценностные ориентации - это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного “проекта” жизни”.
Еще о педагогике:
Запуск и завершение работы прикладной программы
Для работы с различными видами информации используются прикладные программы. С помощью их решаются такие простые задачи, как подготовка текстов, создание рисунков, прослушивание музыки и просмотр видеофильмов. Прикладные программы используются и для решения более сложных задач. Например, для выполн ...
Творчество преподавателя высшей школы и его развитие
Профессиональная деятельность преподавателя по своему характеру давно и однозначно отнесена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей между ними, а также меж ...
Анализ рассказов, рисунков детей
На II этапе исследования мы провели анализ продуктов детской речевой деятельности. Задание 1 Придумывание окончания рассказов по картине В.М Васнецова «Иван царевич и Серый волк». Цель исследования: выяснить, используют ли дети в творческих рассказах устаревшие слова. Подготовка к исследованию Подо ...