Л.С. Выготский отмечает, что дети отступают от звукоподражательных слов в пользу слов, принятых в языке, постепенно, и тогда возникают двойные наименования типа «ав-ав собака», «би-би машина» и др. Только в процессе общения ребенок овладевает функциональным употреблением слова.
Для того, чтобы научиться понимать и говорить на языке человек должен овладеть системой фонем данного языка, то есть научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов и для общения. Ребенок с первых шагов речевого развития действительно ищет систему, стремится к ней и сначала делает неправильные обобщения. Дети воспринимают звуковую сторону языка, в отличие от взрослых, образно, ищут связи между обозначаемым предметом и образом передающего этот предмет слова. Слово поначалу неотделимо для ребенка от предмета. Следовательно, в основе овладения звуковой стороной языка лежит принцип осмысления слова: ребенок усваивает лишь те различия звуков, которые влияют на значение слов, стремится наделить комплексы звуков значением и т.д.
Таким образом, звуковая оболочка слова связана со значением, то есть нельзя овладеть значением слова, не овладев различиями звуков данного языка. Звуки языка есть своего рода сигналы, по которым определяется значение.
В развитии речи ребенок проходит этап, когда некоторый звукокомплекс (слово или сочетание слов) оказывается чет-то вроде первосигнального раздражителя. Так, уже к концу первого года жизни ребенок на вопрос: «Где собачка?» – поворачивает голову, смотрит на называемый предмет или даже указывает на него пальцем. Но это не означает, что ребенок пассивно усвоил значение этих слов, что он понимает их так же, как взрослый.
Как показали наблюдения М.М. Кольцовой, ребенок не всегда одинаково реагирует на одни и те же слова – нужно, чтобы ребенок находил в одной и той же ситуации закрепленное за ним значение слова.
Но даже когда слово становится относительно независимым от ситуации, то и тогда его значение по психологической природе отлично для ребенка от его значения в языке взрослого. Слово еще не имеет четкой соотнесенности с предметом и скорее вызывает не образ вызываемого предмета, а определенное действие ребенка. Например, как показали опыты Г.Л. Розенгард-Пупко, ребенок в ответ на просьбу: «Покажи кошку!» – может показать, если кошки рядом нет, на любой кусочек меха или пушистую варежку.
В исследованиях Л.С. Выготского отмечено, что детские слова постепенно приобретают статус полновесных знаков. Значения, за ним закрепленные, постоянно изменяются и развиваются .
Как уже говорилось выше, знаковая природа слова предполагает его предметную и понятийную соотнесенность. Именно последняя и лежит в основе того, что традиционно именуется лексическим значением. Единство трех специфических признаков слова: его звуковой оболочки, предметной соотнесенности и понятийного содержания – принято изображать в виде треугольника. Для обозначения предметной отнесенности используют термин денотат, а для обозначения понятийной соотнесенности – сигнификат (рис.1).
Признаки слова: знак = слово = имя предмета
Рис.1
«Основываясь на представлении, ребенок «достраивает» треугольник, дополняя известные нам связи, выделяя в нем связи не от значения слова, а от его материальной формы звучания» . Кроме этого, ребенок ищет в слове образные элементы.
В значении слова, которое является носителем понятия, многие ученые выделяют два типа компонентов – эмоционально-образные и логические. На ранних этапах психического развития для маленького ребенка определяющими являются эмоционально-образные явления, стоящие за словом, у школьника – ситуативные связи, у взрослого человека логические компоненты. Поэтому, несмотря на то, что предметное значение слова (денотат), например, завод, магазин и т.д., остается неизменным, в речевом развитии человека значение изменяется и развивается, потому, что меняется содержание стоящих за словом понятий (сигнификата) и меняются поэтому его ассоциативные связи, например, «завод – это где большая труба», затем «завод – место, где работает папа» и т.д.
Еще о педагогике:
Постановка задачи автоматизации управления учебным процессом
Сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определенного цикла обучения (семестра, учебного года и т. п.). Такое управление называется асинхронны ...
Методы изучения личности ребенка в педагогическом процессе
Педагог обращает внимание на интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого педагог может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности ребенка. Такие методы гармони ...
Организация психолого-педагогического обучения шестилеток
Проанализировав некоторые образовательные программы обучения и развития детей шести лет и основываясь на полученные в ходе диагностики результаты, можно сделать вывод, что программа, разработанная академиком Л.В. Занковым, более приемлема для обучения данной группы детей. Во-первых, богатство содер ...